В 20 числах ноября десантники из Тульской 106-й воздушно-десантной дивизии провели совместные учения с сербскими военными. С собой тульские гвардейцы привезли семь боевых машин десанта — БМД-2, 2 бронетранспортера и 15 квадроциклов.
Эти квадроциклы стали сенсацией уже в первый день пребывания наших десантников на сербской земле!
Появились боевые квадроциклы благодаря инициативе военных и оперативной реакции руководства филиала ОАО «КБП"-"ЦКИБ СОО», совместной работе конструкторов и испытателей.
Евгений Келпш
Один из разработчиков «Тульчанки» — ветеран подразделений специального назначения, работающий сейчас в тульском ЦКИБе Евгений Келпш. Он и рассказал Myslo о секретах тульской тачанки.
— Почему эта машина вызвала такой фурор?
- Потому что это первая в России инновация такого рода. На самом деле и мотоциклы боевые, и багги, используются во всем мире уже достаточно давно. Вспомним даже мотоциклы, которые использовались во время Второй мировой войны.
И в СССР на вооружении разведывательных подразделений стояли такие машины, но потом о них забыли, причем совсем.
В ходе современных войн (в частности гибридных), когда не огромная армия против другой воюет, когда нет фронта, а боевые действия ведутся на всей территории зоны конфликта, такие транспортные боевые средства малой механизации оказались очень эффективными и востребованными.
Все это вместе называется «средства механизации процесса боевого обеспечения». Эти квадроциклы могут использоваться и как высокомобильные огневые точки, и как транспортные средства, и как санитарные машинки, и как грузовой транспорт для доставки, например, боеприпасов. Почему мы остановились именно на квадроциклах, а не на багги, например? Да потому что они более проходимы и менее заметны.
На 500 метрах вдали его уже не видно и не слышно, и в лесу его найти практически невозможно.
— Как появилась идея объединения квадроцикла с боевыми технологиями? Как появился тандем Брянска, который изготавливает квадроциклы, и Тулы, которая оснащает их?
- Идея витала давно в воздухе. Мы, в принципе, ничего нового не придумывали, просто повторили уже существующие примеры, добавив к этому свое видение, со своими подходами. Брянск — это первое производство, которое выпускает полностью наш квадроцикл, там кроме пластика только российские комплектующие. И двигатели, и трансмиссия, и элементы каркаса — все наше. Несмотря на санкции, они не зависят от них, что делает данного производителя максимально надежным партнером. К тому же, как правило, квадроциклы являются дополнительным производством для подобных заводов, а для ребят из Брянска это основное производство: квадроциклы и снегоходы. Поэтому они на сегодняшний момент занимают лидирующую позицию.
Нашим десантникам давно нужна была легкая техника для ведения разведки.
Они первыми увидели эти квадроциклы, а потом эти квадроциклы нашли нас. То есть к нам приехали и спросили, можно ли поставить на них оружие. И вот что, собственно, получилось.
— «Тульчанкой» заинтересовались за рубежом, а возможно ли выпускать военный квадроцикл в больших объемах?
- Думаю, что да, потому что недолларовым странам выгоднее покупать технику у нас. Мы имеем огромное конкурентное преимущество. Цена боевого квадроцикла составляет порядка 200 тысяч рублей.
— Какое оборудование ставится на «Тульчанку»?
- На квадроцикле могут стоять пулеметы, гранатометы. Мы сделали «обвес», и туда можно ставить практически любое стрелковое вооружение. Он прошел испытание успешно. Достаточно бодрая машина, держит подъем 45 градусов.
— Почему решили назвать «Тульчанка»?
- Меня всегда интересовало, как называют девушек, жительниц Тулы. Тулячка звучит как-то не слишком красиво. Я предпочитал называть «втулочки». Но потом как-то пришло на ум «Тульчанка». Когда к нам приезжал вице-премьер Дмитрий Рогозин (заядлый кстати мотоциклист), он одобрил это название. 17 сентября мы показывали квадроциклы премьер-министру Дмитрию Медведеву, он когда их увидел, воскликнул: «О! Тачанка-тульчанка».
Так что теперь девушки нашего города решением правительства РФ называются тульчанками.
— Брянские коллеги не обиделись?
- Нет, так как благодаря нам они получили крупный заказ от Министерства обороны.
— Как защищен водитель в квадроцикле?
- Ну… в него еще нужно постараться попасть! На асфальте он развивает до 100 км/час, по пересеченке — 60 км/час. Во-вторых, мы предполагаем, что это машина спецподразделений, и массированный огонь водители на себя принимать не будут. А средства защиты предусмотрены те, которые находятся на водителе.
Мы также рассматриваем модификацию данной машинки, вот туда планируем ставить кевларовое одеяло (противоосколочное).
— Какие еще разработки тульского ЦКИБа готовятся к представлению в ближайшее время?
- В 2015 году мы планируем достаточно серьезно поработать с нашими винтовками. Наши ребята, которые были на учениях в Сербии, обстреляли сербских бойцов. Это при условии, что им было разрешено пользоваться только родными винтовками. А ведь сербы очень серьезные ребята! Это говорит о том, что винтовка у нас правильная. В производство она поступит в следующем году.
Это ноу-хау, такого в России еще не выпускалось.
Мы планируем занять ту нишу, в которой сейчас находится «Экьюраси интернейшнл» и «Штаер-Манлихер», потому что в свое время силовые структуры закупали именно у их. Сейчас таких закупок нет, и поэтому мы подготовили винтовку, которая на достойном уровне займет эту нишу.
— То есть можно сказать, что рынок переориентируется на внутреннее производство?
- Точно. Любое оборудование мы должны делать сами, чтобы ни от кого не зависеть. Необходимость этого показали последние события и принимаемые санкции. Более того, сейчас перед нами стоит задача сделать самостоятельно то, что раньше мы закупали из-за рубежа. Но задача эта выполнимая и думаю, мы справимся.
Евгений Валентинович Келпш
Родился 11 сентября 1967 года
Советник директора филиала ОАО КБП-ЦКИБ СОО, ветеран Центра спецназначения ФСБ РФ, участник боевых действий
Семья: женат, 4 детей
Хобби: стрельба, парашютный спорт (парашютист-инструктор)
Любимое место в Туле: ЦКИБ, Тульский кремль