Как тульский спецназовец пересадил ВДВ на квадроциклы

Квадроцикл "Тульчанка". Фото из личного архива Евгения Келпша.

Как тульский спецназовец пересадил ВДВ на квадроциклы

Один из разработчиков военной машины рассказал Myslo, почему тулячки вдруг стали «тульчанками», зачем в армии нужны квадроциклы и кому Россия будет продавать новое вооружение.

В 20 числах ноября десантники из Тульской 106-й воздушно-десантной дивизии провели совместные учения с сербскими военными. С собой тульские гвардейцы привезли семь боевых машин десанта — БМД-2, 2 бронетранспортера и 15 квадроциклов.

Эти квадроциклы стали сенсацией уже в первый день пребывания наших десантников на сербской земле!

Появились боевые квадроциклы благодаря инициативе военных и оперативной реакции руководства филиала ОАО «КБП"-"ЦКИБ СОО», совместной работе конструкторов и испытателей.


Евгений Келпш

Один из разработчиков «Тульчанки» — ветеран подразделений специального назначения, работающий сейчас в тульском ЦКИБе Евгений Келпш. Он и рассказал Myslo о секретах тульской тачанки.

— Почему эта машина вызвала такой фурор?

- Потому что это первая в России инновация такого рода. На самом деле и мотоциклы боевые, и багги, используются во всем мире уже достаточно давно. Вспомним даже мотоциклы, которые использовались во время Второй мировой войны.

И в СССР на вооружении разведывательных подразделений стояли такие машины, но потом о них забыли, причем совсем.

В ходе современных войн (в частности гибридных), когда не огромная армия против другой воюет, когда нет фронта, а боевые действия ведутся на всей территории зоны конфликта, такие транспортные боевые средства малой механизации оказались очень эффективными и востребованными.

Все это вместе называется «средства механизации процесса боевого обеспечения». Эти квадроциклы могут использоваться и как высокомобильные огневые точки, и как транспортные средства, и как санитарные машинки, и как грузовой транспорт для доставки, например, боеприпасов. Почему мы остановились именно на квадроциклах, а не на багги, например? Да потому что они более проходимы и менее заметны.

На 500 метрах вдали его уже не видно и не слышно, и в лесу его найти практически невозможно.

— Как появилась идея объединения квадроцикла с боевыми технологиями? Как появился тандем Брянска, который изготавливает квадроциклы, и Тулы, которая оснащает их?

- Идея витала давно в воздухе. Мы, в принципе, ничего нового не придумывали, просто повторили уже существующие примеры, добавив к этому свое видение, со своими подходами. Брянск — это первое производство, которое выпускает полностью наш квадроцикл, там кроме пластика только российские комплектующие. И двигатели, и трансмиссия, и элементы каркаса — все наше. Несмотря на санкции, они не зависят от них, что делает данного производителя максимально надежным партнером. К тому же, как правило, квадроциклы являются дополнительным производством для подобных заводов, а для ребят из Брянска это основное производство: квадроциклы и снегоходы. Поэтому они на сегодняшний момент занимают лидирующую позицию.

Нашим десантникам давно нужна была легкая техника для ведения разведки.

Они первыми увидели эти квадроциклы, а потом эти квадроциклы нашли нас. То есть к нам приехали и спросили, можно ли поставить на них оружие. И вот что, собственно, получилось.

— «Тульчанкой» заинтересовались за рубежом, а возможно ли выпускать военный квадроцикл в больших объемах?

- Думаю, что да, потому что недолларовым странам выгоднее покупать технику у нас. Мы имеем огромное конкурентное преимущество. Цена боевого квадроцикла составляет порядка 200 тысяч рублей.

— Какое оборудование ставится на «Тульчанку»?

- На квадроцикле могут стоять пулеметы, гранатометы. Мы сделали «обвес», и туда можно ставить практически любое стрелковое вооружение. Он прошел испытание успешно. Достаточно бодрая машина, держит подъем 45 градусов.

— Почему решили назвать «Тульчанка»?

- Меня всегда интересовало, как называют девушек, жительниц Тулы. Тулячка звучит как-то не слишком красиво. Я предпочитал называть «втулочки». Но потом как-то пришло на ум «Тульчанка». Когда к нам приезжал вице-премьер Дмитрий Рогозин (заядлый кстати мотоциклист), он одобрил это название. 17 сентября мы показывали квадроциклы премьер-министру Дмитрию Медведеву, он когда их увидел, воскликнул: «О! Тачанка-тульчанка».

Так что теперь девушки нашего города решением правительства РФ называются тульчанками.

— Брянские коллеги не обиделись?

- Нет, так как благодаря нам они получили крупный заказ от Министерства обороны.

— Как защищен водитель в квадроцикле?

- Ну… в него еще нужно постараться попасть! На асфальте он развивает до 100 км/час, по пересеченке — 60 км/час. Во-вторых, мы предполагаем, что это машина спецподразделений, и массированный огонь водители на себя принимать не будут. А средства защиты предусмотрены те, которые находятся на водителе.

Мы также рассматриваем модификацию данной машинки, вот туда планируем ставить кевларовое одеяло (противоосколочное).

— Какие еще разработки тульского ЦКИБа готовятся к представлению в ближайшее время?

- В 2015 году мы планируем достаточно серьезно поработать с нашими винтовками. Наши ребята, которые были на учениях в Сербии, обстреляли сербских бойцов. Это при условии, что им было разрешено пользоваться только родными винтовками. А ведь сербы очень серьезные ребята! Это говорит о том, что винтовка у нас правильная. В производство она поступит в следующем году.

Это ноу-хау, такого в России еще не выпускалось.

Мы планируем занять ту нишу, в которой сейчас находится «Экьюраси интернейшнл» и «Штаер-Манлихер», потому что в свое время силовые структуры закупали именно у их. Сейчас таких закупок нет, и поэтому мы подготовили винтовку, которая на достойном уровне займет эту нишу.

— То есть можно сказать, что рынок переориентируется на внутреннее производство?

- Точно. Любое оборудование мы должны делать сами, чтобы ни от кого не зависеть. Необходимость этого показали последние события и принимаемые санкции. Более того, сейчас перед нами стоит задача сделать самостоятельно то, что раньше мы закупали из-за рубежа. Но задача эта выполнимая и думаю, мы справимся.

Досье Myslo

Евгений Валентинович Келпш
Родился 11 сентября 1967 года
Советник директора филиала ОАО КБП-ЦКИБ СОО, ветеран Центра спецназначения ФСБ РФ, участник боевых действий
Семья: женат, 4 детей
Хобби: стрельба, парашютный спорт (парашютист-инструктор)
Любимое место в Туле: ЦКИБ, Тульский кремль

Автор: Алена Гвоздева, 24 декабря 2014, в 09:56 +3
Другие статьи по темам
Событие
Тулячка восстанавливает редкий вид кошек
Тулячка восстанавливает редкий вид кошек
Снежная сказка на улицах Тулы
Снежная сказка на улицах Тулы