Ирине Константиновне 87 лет. Актриса прекрасно выглядит, обладает великолепной памятью и осанкой, которой может позавидовать любая девушка. Всю встречу со зрителями Скобцева провела стоя, не присев ни разу!
На творческой встрече, а потом и на интервью в Доме Волконских Ирина Константиновна откровенно и вдохновенно рассказала о моментах своей жизни.
Аллея в усадьбе Льва Толстого. Помните, в фильме «Война и мир» прогулка князя Болконского по этой аллее? Это снято почти полвека назад. А сегодня мы с вами сидим рядом с этим самым местом. И сколько за это время прошло всяких событий, сколько воды утекло, сколько разных судеб поменялось, сколько в вашей семье было рождений и потерь. Как и у меня.
Я вам сейчас нарисую одну картину. Двор, двухэтажный дом. Молодая красивая женщина с короткими пушистыми волосами и маленькая девочка, постриженная под мальчишку. Мама говорит девочке: «Подожди меня здесь, я принесу панамку». Мама ушла, а девочка вприпрыжку перебежала улицу, засунула в рот подол платья и стала разговаривать с женщиной, которая с двумя детьми сидела на тротуаре. Тут подбежала мама: «Как тебе не стыдно? Мы с тобой договорились, что ты меня подождёшь. Куда ты пошла?» И девочка ответила: «Я пошла к дедушке Толстому». Девочку звали Ирочка Скобцева. Это я. Правда, по прешпекту в Ясной Поляне я прошла только в 1944 году.
Энергия Ясной Поляны помогала нам в съёмках.
Однажды мы приехали сюда с Сергеем Фёдоровичем. Пока я с кем-то разговаривала, он куда-то пропал. Стала искать его, а потом поняла, что он наверное подошёл к могиле Толстого. Я подошла и издали увидела, что он поднимается с колен. Вот так.
Папа у меня туляк, мама москвичка из рода Корзинкиных. Когда началась революция, мамина мама гостила у своей сестры в Баку. Бабушка с двумя детьми — мамой и её братом — и собакой породы сенбернар возвращались в Москву. Некоторое время жили в Ростове-на-Дону, потом застряли в Туле. А мой папа ушёл из дома родителей, потому что он был коммуняка, писал революционные пьесы. Он был то ли начальником лётной школы, то ли как-то связан с аэродромом в Туле. Я у бабушки и дедушки с папиной стороны была всего один раз. Потом, когда мы здесь снимались, пошла в церковь и хотела разыскать их могилы. Но не смогла.
Сергей Фёдорович Бондарчук был моим мужем, и это были самые счастливые годы в моей жизни. Когда мы отправлялись с ним на съемки, у меня начинались настоящие каникулы. Потому что мы были вместе, но мне не нужно было отвечать за быт, думать об обедах и ужинах. И другие режиссеры даже не пытались предложить мне сыграть в своих фильмах. И все-таки я очень редко получала у него роли без проб. Например, на роль Элен в «Войне и мире» он попробовал всех актрис-красавиц СССР. И я получила эту роль в честной конкуренции. Пробовалась даже Ирэн Фёдорова, жена известного врача-офтальмолога. Она считала, что мы с ней очень похожи и даже сейчас при встрече всё время говорит: «Ты мою роль сыграла».
Бондарчук перерос профессию актёра, он хотел снимать кино. И вот в СССР принято решение снимать «Войну и мир». Подали заявку сразу два режиссёра — знаменитый Иван Пырьев и Сергей Фёдорович. Обоих режиссёров пригласила к себе в кабинет министр культуры Екатерина Фурцева. И они застряли пузо к пузу в предбаннике. И тогда Пырьев прошипел: «Я тебя уничтожу». Но Бондарчук подготовился, у него уже был отснят кусок. А у Пырьева ничего не было. И, естественно, картина досталась мужу. Но шлейф угрозы нас преследовал всю жизнь. Помню, Бондарчук сказал: «Я сниму «Войну и мир, а ты всё остальное!» (смеётся).
За фильм «Война и мир» Сергей Бондарчук получил кинопремию «Оскар». А статуэтку было принято отбирать и хранить на «Мосфильме».
Для Сергея Фёдоровича сделали копию и передали ему в авоське. И вот много лет этот «Оскар» так и стоял у нас дома.
Но после того как Федя снял «Девятую роту» и «Сталинград», я решила, что этот «Оскар» я должна передать сыну. Родился он у меня 9 мая, в День Победы. И в прошлом году я в этой же авосечке передала Феде премию. Он поцеловал меня и сказал: «Долго ты, маменька, думала, долго» (смеётся). Так что теперь этот «Оскар» будет у Феди на всю его жизнь. И дальше он будет передаваться в семье по мужской линии.
У меня почти 90 работ в кино! Но многие называют любимой роль в фильме «Я шагаю по Москве». Тогда у меня родилась Алёнушка, год я не снималась. И вот звонит Гия Данелия и говорит: «Сыграй москвичку. Ты с зонтиком идёшь под музыку по Москве!» И мы с Никитой Михалковым придумали сцену, как я захожу в будку и звоню по его просьбе… А потом меня вызывают в мэрию и вручают мне знак «Почётная москвичка». Мэром ещё Кепка был, Лужок… Он сказал: «Вы знаете, мы Вас считаем символом Москвы!» А Гийка сейчас очень плох. Я перед отъездом сюда звонила ему, он не выходит из дома. Ему скоро 85 лет.
Скобцева перенесла смерть мужа и дочери Алёны. Но она и сегодня идёт по жизни с гордо поднятой головой, чтобы не жалели… Её постоянно окружает молодёжь: внуки Костя Крюков, Сергей и Варя Бондарчук, а ещё три маленькие правнучки — Юля, Маргарита и Вера. И все они зовут Ирину Константиновну не иначе как Ириша.
А главным в жизни Скобцевой остаётся память о муже. Ирина Константиновна хранит его рисунки, сценарии, записи. И сравнивает себя с Софьей Андреевной Толстой, которая тоже была женой гения.
Ирина Скобцева родилась 22 августа 1927 г. в Туле.
Окончила искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ, Школу-студию имени Немировича-Данченко при МХАТе.
Была доцентом на кафедре актерского мастерства ВГИКа.
Впервые появилась на экране в 1955 г. в трагедии «Отелло».
Ежегодно на международном кинофоруме «Золотой Витязь» вручает медаль имени Сергея Бондарчука за достижения в области киноискусства. Президент фестиваля «Волоколамский рубеж».