Михаил Турецкий: «Я деспот. Но у меня лучший хор в мире!»

Михаил Турецкий: «Я деспот. Но у меня лучший хор в мире!»

В Туле прошел, пожалуй, один из самых ожидаемых концертов этого года - выступление арт-группы «Хор Турецкого».

В Туле прошел, пожалуй, один из самых ожидаемых концертов этого года - выступление арт-группы «Хор Турецкого».

Как и всегда на концертах самого сногсшибательного мужского хора, зал 11 ноября в Тульском цирке был полон. Талантливым музыкантам, кстати, не помешала не совсем стандартная площадка для выступления. Каждый сектор получил свою порцию музыкального внимания. Обаятельные и харизматичные артисты «завели» публику с первой песни. Туляки, а особенно тулячки, подпевали, танцевали, дарили певцам аплодисменты и шикарные букеты цветов. Кульминацией концерта стали массовые танцы на арене цирка: музыканты вывели на сцену практически четверть зрительниц.

А после почти трехчасового выступления руководитель хора Михаил Турецкий с удовольствием пообщался с тульскими журналистами.

- На вашем сайте написано, что репертуар хора зависит от места и времени концерта. Как сошлись звезды сегодня?

- Действительно, это так. Например, позавчера в Мурманске пели песню про морскую пучину и «Прощайте, скалистые горы». Потому что это место, где давно не ловят рыбу. А нужно людей на это поднять! Ведь Мурманск всегда славился Баренцевым морем и рыболовством. Теперь рыбу покупают в Норвегии. И я понял, что нужно им спеть песню, вдохновить. А здесь в Туле увидел лица людей и решил, что нужна яркая и разнообразная программа из любимых произведений. Обязательна классика, песни поколений, игровые, джазовые песни! Люди хотели посмотреть, что мы делаем как певцы. И хотели петь вместе с нами! Программа в итоге была достаточно сложной и многослойной для нас, а для публики прошла на одном дыхании.

- Во время концерта вы сказали, что с классикой много возни, но мало аплодисментов. Почему?

- С одной стороны, это шутка. А с другой - в московской консерватории, в месте, где собираются музыкальные гурманы, за год бывает максимум 120 тысяч человек. Это очень маленькое количество! Потому что к классике нужна подготовка, нужно особое настроение. То, что делаем мы, имеет мощную просветительскую и образовательную функцию. Мы в облегченной форме даем людям представление о прекрасном и раскрываем для них жанры. Я всегда объявляю: «классика рока, XX век, Великобритания»; «русский городской романс, начало XIX века»; «любовная история, рожденная на границе Австрии и Германии в XVIII веке». Таким образом, с одной стороны мы знакомим, а с другой - даем удовольствие. Наш инструмент и возможности давать людям идею, что музыка - это прекрасно и ей нужно заниматься и увлекаться.

- Кто-то подсчитал, что за два с лишним десятилетия вы спели 13260 песен. Это так?

- Цифра значительно преуменьшена, я думаю (смеется - прим.авт.). Мы 23 года на сцене, находимся в интенсивной творческой работе, постоянно гастролируем. Это невозможно подсчитать! Но, например, до Иосифа Давыдовича Кобзона нам далеко, не угнаться. Да и есть же, наверняка, рекорды Гиннеса... Поэтому нам еще учиться и учиться! Правда, мы уже налетали 50% нормы пилота за всю жизнь - 4500 часов. А норма пилота - 10 тысяч.

- Как рождаются остроумные мизансцены между номерами?

- Если шоу зарежиссировано, и ты все зазубрил и не импровизируешь, то люди чувствуют отстутствие энергетики. Потому что искра возникает именно в процессе импровизации! Я люблю поставить себя в трудное положение: начать разговаривать на непонятную мне тему с залом. Я считаю, что сегодня недостаточно только хорошо петь или танцевать. Обязательно нужно искать незримую тропу в душу зрителей. И это не пустые слова! Я всегда объясняю нашим артистам, может это звучит как бизнес, но стратегический инвестор коллектива - это не работодатель и не продюсер. Это публика. И публика платит зарплату. Вы обязаны ей за свой хороший образ жизни. И вы должны ее любить и находить к ней подход. Вот этот артистический пафос, который есть у некоторых артистов, он ошибочен. Великие артисты не дистанцируются, они доступны и идут в народ.

-Участники хора столько лет вместе. Не надоели друг другу?

- Бывает, что люди заключают брак, живут вместе месяц и уже на второй день понимают, что все было не то и неправильно, ошибочное решение. А есть те, кто с детского сада вместе, живут душа в душу и неразлучны. Говорят, что браки заключаются на небесах. Это пазл, который должен сложиться. Вот и у нас в коллективе люди, которые нашли друг друга в творческом сотрудничестве. Им вместе хорошо быть на сцене: музицировать, существовать. Мы это ценим. Конечно, для этого необязательно все время быть вместе. Но я вам скажу честно, эти люди проводят друг с другом гораздо больше времени, чем со своими семьями. Мы за последний месяц объездили всю Сибирь, сегодня в Туле, завтра вылет в Торонто, потом тур по Канаде и США. Возвращаемся из Сан-Франциско в Киев. Там продолжение работы, еще дальше снова регионы РФ... Мы очень много работаем и нам это нравится - быть вместе. И я вижу, что люди после концерта не разбегаются по одноместным номерам. Они могут еще пойти пообщаться, поиграть в бильярд. Устают, конечно, очень. Потому что в ночь обычно мы уезжаем в другие города. Ребята молодцы, друг друга оберегают. Никаких ссор и скандалов за много лет я ни разу не слышал. Это как болезни роста. Все лишние люди еще много лет назад ушли отсюда. Остались только единомышленники, люди, которые без этого не могут жить, для которых петь, как дышать.

- Как держите себя и ребят в форме при таком жестком графике?

- Я в этом плане немного деспотичен. Хотя последние две недели и сам расслабился, и артистов не гоняю, потому что были тяжелые гастроли. Я сказал, что две недели можно спортом не заниматься. Но уже чувствую, что этого не хватает. Привык постоянно заниматься с тренером гимнастикой, физкультурой. И своих артистов заставляю ходить в зал, растягиваться. Каждого ставлю на весы! Потому что в зале сидят и женщины, и мужчины. Согласитесь, на красивую женщину не только мужчины смотрят, но и женщины. Так же и с мужчинами. И если мы выходим на сцену, то должны выглядеть так, чтобы было приятно смотреть. Должна быть какая-то харизма, артист должен быть интересным и необязательно красивым. Ведь что такое красота? Это внутренний мир, то, как ты себя держишь. Я считаю, что не бывает женщины, которая не может сделать над собой некое усилие, которое сделает ее привлекательной. Даже если она от природы не получила модельных данных, но у нее есть интеллект и воля, женщина не позволит себе выглядеть плохо. Она будет заниматься собой, искать средства к существованию, работу или того, кто за это заплатит. Да, все упирается иногда в деньги. Но очень легко сказать, что нет денег, значит, нет возможности работать надо собой. Я конечно извиняюсь, но есть люди в тюрьме в прекрасной форме. Потому что они себя так организуют! Надо начинать в первую очередь с себя.

- Вы сегодня хорошо организовали публику! Это месть такая: сейчас мы спели для вас, а теперь вы спойте?

- Это такой подход. Да и Тула - поющий город. Я вижу, что вышел певец, запел «Черный ворон», а зал без подготовки подпевает! Значит, хотят петь и надо дать им такую возможность. Нужно организовать, а это я умею. Мне помогает моя основная специальность - дирижер симфонического оркестра и хормейстер.  Я знаю где махнуть, чтобы люди не могли не спеть. Некоторые наши артисты эстрады тоже пытаются сделать так, чтобы с ними пел зал. Но они не дирижеры, они не знают как пустить эту волну, которая провоцирует публику запеть. А мне легко заставить всех спеть. Более того, я могу заставит петь всех в автобусе, например. Включу фонограмму, пошлю такой импульс - и автобус запоет!

- Получается, каждый может петь?

- Ну не петь, так гундосить. Но все-таки издать какой-то звук. Конечно, петь могут не все. Но посмотрите, как ваш город поет! Это фантастика. Я очень жалею, что тульский губернатор не присутствовал. Пусть посмотрел бы, какой коллектив в области, какая энергетика! Сила России в ее регионах, она здесь куется.

- В одном из интервью вы говорили, что не смотрите телевизор, но иногда следите за шоу «Голос». А сами не хотели бы туда в жюри?

- Этому помешает жесткий гастрольный график. Не получится отдать столько времени одному проекту. Да и у них есть другие герои, очень хорошая команда. Леонид Агутин - блестящий музыкант, Александр Градский тоже понимает все правильно про вокал. Пелагея - умница! Очень эрудированная, не смотря на свой юный возраст. Вы, наверное, заметили, что какое бы произведение не пели в шоу, Пелагея подпевает и знает репертуар! И четвертый с ними Дима Билан. Ну... каждый в своем роде состоявшийся артист, что говорить!

- Сами не отслеживаете юных певцов, дарований? Может, для какого-то нового своего проекта?

- Отслеживаю. Хочу сделать детский хор, самый лучший в мире. Но это опасная штука! Дети все-таки растут.

- Что пожелаете тулякам?

- Чувствуйте себя счастливыми, востребованными и оцененными! Побольше вам денег, душевного тепла, хорошего настроения. И главное - будьте здоровы! Это приказ.

Автор: Мария Кучерова, 12 ноября 2013, в 15:18 +2
Другие статьи по темам
Туляки устроили драку с «Интернами»
Туляки устроили драку с «Интернами»
Ресторанный критик: «Багратион Холл»
Ресторанный критик: «Багратион Холл»