Фото Алексея Пирязева и из архива автора.
Сергей Михайлович вспомнил о том, как в тульском театре ставил спектакль будущий олигарх Владимир Гусинский, о легендарных для Ясной Поляны людях, визите президента Франции Валери Жискар д`Эстена и встрече с Кожедубом.
В поисках зеленой палочки
— Сергей Михайлович, вы ведь родились не в Туле, а на Украине.
- 25 лет прожил там. Служил три года — Запорожье, Симферополь, Львов. Везде по году.
— Свою трудовую карьеру в Туле начали тоже с непростой работы — в Ясной Поляне.
- Я приехал сюда в 1972 году вместе с женой, она тулячка. Мне неинтересно уже было учиться. Я еще на заводе поработал и три года в армии. Со мной вместе учились те, кто на пять лет моложе. Поэтому я попросился на свободное посещение. На четвертом курсе пединститута меня отвезли в Ясную Поляну, там я познакомился с Лебедевой Валентиной Александровной; она недавно только ушла из жизни, настоящая легенда музея. И с Буниным Степаном Григорьевичем, директором музея. До этого он десять лет был начальником областного управления культуры, его отправили в почетную ссылку в Ясную Поляну. Степан Григорьевич войну закончил капитаном в 23 года. Красавец и очень коммуникабельный человек. С шахтерами он шахтер, с учителями — педагог. Его рабочий стол не как у меня, всегда завален. У него была небольшая папочка. Он приходил на работу, доставал эту папочку и после убирал ее в сейф. А стол чистым всегда оставался. Потом в музей перешел директором бывший председатель комитета культуры профсоюзов Карлов. Так Бунин его учил: ты же видишь, у меня стол чистый всегда. Что тут делать? Звонки будут, секретарь скажет — на территории заповедника.
— В то время ведь Ясную Поляну посещал президент Франции.
- Это было в 1979 году, 15 октября. Валери Жискар д`Эстен был совсем молодой, он же 1926 года рождения. Высокий — метр 89 ростом. Помню, выходит из машины, согнувшись.
Приехал с женой. Жена очень обаятельная. Она же ему все простила. Он был любовником Сильвии Кристель, которая Эммануэль, в открытую с ней жил.
Президент Франции Валери Жискар д`Эстен в Ясной Поляне.
Такой француз французович. В Туле не знали точно, как он поедет, и на Красноармейском проспекте все балконы на всякий случай покрасили. А на одном балконе не было заграждения, так покрасили кирпич. В Ясной Поляне на Прешпекте фонари устроили, столбы поставили.
— Президент оценил?
- Он тоже готовился к приезду. Выкупил к этому визиту на аукционе подлинное письмо Толстого, подарил музею. Брежнев тогда чуть приболел, поэтому с президентом Франции созвонились, чтобы он немного скорректировал график. По протоколу планировался следующий день на Бородино. Но ему совместили — сделали Ясную Поляну и Бородино в один день. И о том, что специально готовился: перечитал перед приездом отрывок о Бородинской битве в «Войне и мире». Оставил запись в книге отзывов: «В поисках зеленой палочки. Валери». Большая книга отзывов вообще много чего интересного хранит. Вот, например, Бондарчук.
— Старший?
- Ну да, Сергей Федорович. Феде десять лет, старшей дочери 14. Скобцевой, его жене, не знаю, лет 50. У них небольшая ведь разница в возрасте. Он приехал в Ясную Поляну сразу после того, как снял чеховскую «Степь». Поддатенький немного. Сел в передней Дома Толстого с книгой отзывов, сосредотачивается, что написать. А рядом Федя крутится, крутится: «Мам, пап». Скобцева так: «Фе-денька, ты же знаешь, что значат для папы Толстой и Чехов». «Войну и мир» Фурцева Пырьеву же предлагала снимать, но он отказался. Тогда взялся Бондарчук. После «Судьбы человека» у него был невероятный авторитет. Отснял первую серию, надо было ее срочно готовить для фестиваля, а у него клиническая смерть. В итоге «Войну и мир» он снимал шесть лет. Я пришел в 1973 году в Ясную Поляну, еще многие жители помнили здесь его маты.
— Прям маты?
- А почему нет? Там же массовки четырехтысячные. Как это все выдержать? Икону выносят, и тут в отснятом материале видят, что один солдат с фотоаппаратом на шее. Или Бонапарту, его Стржельчик играл, нашли красивую белую лошадь, но цирковую. А она привыкла в цирке, что в конце номера обязательно кланяется.
Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев в Доме Л. Н. Толстого.
Брежнев тоже оставил надпись в книге отзывов Ясной Поляны. Нас всех в тот день закрыли в доме Волконского. Павел Алексеевич Потехин, председатель тульского КГБ, всем руководил. Наших местных чекистов разоружили. Все сейфы, предварительно проверив, опечатали. А морозно. И в доме Кузминских, где литературный музей, в шесть утра прорвало паровое отопление, вода вылилась на дорожку. Брежнева ждали в десять с копейками. Соль бросились искать — это что-то было. А Брежнев потом — да, в книге для почетных гостей переписывал свой отзыв с листочка.
Китель Кожедуба
— Вы ведь работали и с другим легендарным для Ясной Поляны человеком — Николаем Павловичем Пузиным.
- Николай Павлович меня другом считал, я его — наставником. Он говорил всегда: «Борода Толстого всех накормит».
Легенда Ясной Поляны Николай Павлович Пузин.
У него отец — орловский конезаводчик. Ушел из жизни еще до революции, в 1916 году. А по матери он троюродный внучатый племянник Фета. Родился он по новому стилю 11 марта 1911 года. Чуть до ста лет не дожил. Много стихов знал, и фетовских тоже. Когда хорошо выпивали, он чуть пониже наклонялся ко мне и говорил: «Ну Коля я, Коля, не зови меня Николаем Павловичем». Еще одна его любимая фраза: «Не знаешь, не бреши». А сам мог так вдохновенно врать, что всему веришь. Проводит экскурсию и всегда повторяет: «Да не даст соврать мой друг Сережа». И мне приходилось уходить, чтобы не дать соврать.
А как он готовил горчицу! Невероятно вкусная. Это все Русь уходящая. У него же образование — всего лишь библиотечный курс. Его приголубила Софья Толстая-Есенина. А я — первый его биограф. Первая статья о нем была моей.
— В то время ведь уже многие Толстые, разбросанные по миру, стали поддерживать связь с Ясной Поляной.
- В 1979 году я поехал по линии «Спутника» во Францию. Созвонились с внуком Толстого, моим тезкой Сергеем Михайловичем Толстым. Он тоже 1911 года, как и Николай Павлович. Были у него дома, с переводчицей. Я привез свой альбом большой «Ясная Поляна» и 0,7 «Посольской». А у него виски. Мне «Посольская» уже неинтересна, а ему наоборот. Жили они с женой Колетт на четвертом этаже многоэтажного дома. Это был 1979 год. Он тогда показал, как последний раз подсвечивается Эйфелева башня. В одиннадцать вечера свет на ней тогда уже вырубали. Потом выходим. Он садится спокойно за руль, пьяненький, мы едем на Монмартр. Там богемное кабаре «Проворный кролик» — виноградничек, шансон играет, 60 франков надо отдать только за то, чтобы сдать пальто. Вообще Ясная Поляна подарила немало интересных знакомств.
— Например?
- У меня была замечательная встреча с маршалом авиации Кожедубом Иваном Никитовичем. Его привез в музей Лев Дагаев, он тогда был главой города, во время какого-то авиационного праздника. А вы знаете, что Кожедуб ни разу за всю войну не был сбит? Он не допускал к себе ближе двухсот метров самолет врага. Трижды Герой Советского Союза! Генерал-полковник. Было жарко, и он снял свой китель. А потом меня просит: «Помоги». Я принимаю китель — не преувеличиваю, это пудовые гири! Очень тяжелый, столько там наград!
Театр должен быть уютным
— Вы пришли директором театра, когда худруки вдруг стали меняться один за одним. И Рафаил Павлович Рахлин, тогдашний главный режиссер театра, говорят, встретил ваше назначение болезненно.
- Для него это был удар. Он 13 лет уже руководил театром. Но было такое мнение, что он не может взять пьесу, если нечем ущипнуть советскую власть. А о том, какие у нас остались отношения, говорит тот факт, что я же его в девяностые приглашал из Израиля ставить спектакль, и он приехал. Это был, если помните, «Тульский секрет-2».
Но после Рахлина у нас сменились три главных режиссера за 8 лет. Театр тогда принял Слюсарев Петр Иванович. На второй год, как он пришел, у нас гастроли в Одессе. А перед нами приезжал волгоградский театр, откуда Слюсарев в Тулу приехал. Мы везем, естественно, «Моя профессия — синьор из общества». Одесситы тут же отметили — оба спектакля просто близнецы. Слюсарев же его и в Волгограде ставил, и они тоже на гастроли с этим спектаклем прибыли.
Александр Иосифович Попов был пятым. И я себе сказал тогда: «Он точно будет последним. Значит, не получается что-то у меня». Но получилось. Попов — целая эпоха в истории театра.
— Отметилась в тогдашней истории и еще одна знаменитость — будущий олигарх Владимир Гусинский.
- Он был выпускником самого Гончарова, а в Туле ставил свой дипломный спектакль. Это 1980 год. У него уже тогда машина была — «Москвич». Приехал, помню, обаял всех. Сделал «Тартюфа» Мольера. Но такого, осовремененного, — актеры в джинсах. Взяли мы тогда этот спектакль на гастроли в Киев. Представляете, главный концертный зал Украины, и наши актеры выходят — парики, джинсы. Люди не очень поняли. Спектакль как родился незаметно, так незаметно и умер. Я потом писал Гусинскому, уже в девяностые, просил поддержки. Но он ни копейки не дал.
— Вы уже более сорока лет возглавляете тульский театр. Что для вас эта работа?
- У меня даже не работа, а служба. Работают в огороде. Театр всегда был домом. Иначе нельзя.
Концерт артистов театра для строителей во время реконструкции здания 2000 г.
Фото С. Шмуня.