Фестиваль «Книги на лето» проходит в творческом индустриальном кластере «Октава». Алиса Гребенщикова привезла тулякам интерактивный диафильм-сказку для всей семьи «Вместе с Пеппи».
А накануне спектакля пообщалась с журналистами нашего портала.
— Алиса, почему Вы обратились к творчеству Астрид Линдгрен и почему сказка интерактивная?
— Начну с того, что литературные фестивали — большая часть моей деятельности. Я нахожу малоизвестные советские рассказы и в жанре интерактивного диафильма-сказки открываю эти произведения юным зрителям. Но так устроен наш мир, что, кроме того, чтобы открывать неизведанное, нужно ещё напоминать в новом свете о классике. И с новой точки зрения посмотреть на хорошо известные произведения. «Пеппи Длинныйчулок» со мной всю мою творческую жизнь. С фрагментами я когда-то поступала в театральный институт, и сейчас, в моём нынешнем возрасте, этот персонаж мне нравится и кажется актуальным тем, что Пеппи может выдумать свой мир и вовлечь в него окружающих. Она учит фантазировать, учит детей придумывать, создавать себе новую реальность и видеть в самых простых вещах удивительное. Мне кажется, это прекрасный навык.
И диафильмы мне нравятся за то, что они тоже помогают развивать фантазию. В мультфильме за тебя уже все придумали: как герой двигается, как он разговаривает. В диафильме — нет. У тебя чуть больше простора для твоего воображения. Картинки, которые созданы специально для моего цикла программ, нарисовала художница Екатерина Белявская. То есть это не какие-то диафильмы, которые когда-то были нарисованы в советское время, они нарисованы сейчас, для нас. И вот я есть нарисованная, и вот я в этом же костюме, такая же, с такой же причёской выхожу к зрителям, как и остальные персонажи. Дети видят нас и живыми, и нарисованными на экране. И мы вместе начинаем придумывать наш мир. И зрители с удовольствием откликаются! Самые активные всегда дети, их порой бывает сложно остановить.
У меня есть три задачи. Первая — чтобы людям захотели пойти и перечитать книгу, если они уже читали или прочесть впервые, если они ещё не были знакомы. Вторая — чтобы в семье появилась новая тема для разговоров.
Ну и третья — чтобы дети, если они остаются одни, не утыкались в телефон, например, а могли сами придумать себе сказку из ничего.
— Алиса, помните, в школе нам всегда выдавали список книг на лето? Какие книги Вы любили читать в детстве?
— Я очень любила читать! Довольно быстро расправлялась со списком литературы на лето. Я все лето проводила на даче — три месяца в лесу, вот поэтому читала очень много и с большим удовольствием. И конечно, сфера моих интересов была гораздо шире, чем этот список литературы. Сейчас очень много книг, я сама мама и вижу, сколько интересных книг издаётся для маленьких детей, для среднего и старшего школьного возраста. Все такое увлекательное!
Что именно читала — не помню, все моё детство, все мои воспоминания о детстве закончились, как только у меня родился сын. Дальше мне моё собственное детство вообще неинтересно.
Сейчас у меня в плане стоит перечитать произведения Марии Прилежаевой, в детстве я зачитывалась ее книгой «Маняша» про сестру Ленина. Есть ещё замечательный прозаик Майя Ганина, про которую тоже призабыли, есть Юрий Казаков… Я называю те имена, на которые я бы хотела обратить внимание наших читателей. Хороших авторов надо помнить. Вот моё дело — возвращать авторов читателям, в этом я вижу свою миссию.
— Вашему сыну Алексею скоро 15 лет, Вы уже видите в нем какие-то актёрские задатки? Он стремится продолжить актерскую династию?
— Нет, ничуть. Он из умных (смеется). Его больше привлекают компьютеры, программирование. У него нет ни тщеславия, ни желания выступать перед публикой. Недавно мы ездили на ряд концертов группы «Аквариум» (отец Алисы — музыкант, лидер группы «Аквариум». — Прим. авт.), Алёша ещё раз посмотрел на это все и сказал: «Нет, сцена — это не моё!»
— Вы часто бываете в Туле. Как Вам наш город?
— Тула так преображается! Я приезжаю сюда примерно раз в полтора года и каждый раз думаю, что город становится все интереснее. Какая у вас замечательная набережная, какая там приятная прогулочная зона! Очень красивый Белоусовский парк. Я была в нем давно, у меня есть свои юношеские воспоминания: мы приезжали туда с подружкой, когда ещё учились в институте, и парк для нас окрашен каким-то особым приключенческим цветом.
Очень люблю Ясную Поляну. Это место меня вдохновляет.
В каком кино или сериале мы Вас увидим в ближайшее время?
— С апреля 2022 по апрель 2023 года я снималась в независимом кино под названием «София. Я есмь». Это полнометражный художественный фильм — пошаговая инструкция, как пережить потерю.
В жизни главной героини Софии происходит страшное горе: умирает ее единственный любимый человек — сын. Она не может с этим справиться и не видит для себя смысла жить дальше.
И показан путь героини: как она заново учится жить, дышать и даже потом радоваться жизни. Автор сценария, продюсер и режиссер — Светлана Ибатуллина. В основе сценария — настоящие слова, цитаты людей, которые пережили разного рода потери. Ждем выход фильма в 2024 году. Да, все не так быстро… Но все делается с большой любовью.
— А в театре?
— Последние несколько лет я ведущая актриса МХАТа им. Горького, там на мне большая театральная нагрузка. Один из лучших спектаклей — «Женщины Есенина». В нем я играю первую жену Сергея Есенина, маму его двоих детей, Зинаиду Райх. Этот спектакль мы довольно часто играем, в марте сыграли 15 раз. И каждый раз при аншлагах. Роль матери Есенина играет Екатерина Стриженова, у нее прекрасная работа. Айседору Дункан играет Екатерина Волкова, Галину Бениславскую — Агния Кузнецова.
— Алиса, поделитесь своим рецептом хорошего настроения и как на позитиве провести весь день?
— Честно говоря, я не ставлю себе задачу весь день быть на позитиве. Иногда на это не хватает сил, а искусственно создавать позитив кажется мне неправильным. Поэтому я всегда разрешаю себе погрустить, если мне нужно. Я не убиваю свою грусть. Конечно, я не кормлю её специально, но я разрешаю ей жить со мной вместе. И наверное, благодаря этому грусть не требует к себе излишнего внимания. Она знает, что можно зайти, посмотреть, что тут все в порядке, и пойти дальше по своим делам.
Благодаря тому, что происходит в мире последние несколько лет, начиная с эпидемии коронавируса, я поняла, что все наши планы могут быть разрушены в любую секунду.
И чтобы не испытывать бесконечное чувство тревоги за завтрашний день, я стараюсь максимально наслаждаться днём сегодняшним. Радоваться тому, что есть сейчас. Даже тому, что я могу выйти на улицу, спокойно пройтись, погулять, выехать за город… Что у меня есть возможность пройти по улицам Москвы, полюбоваться на сирень… В каждом Дне можно найти что-то красивое. И я себе напоминаю, что жить свою жизнь надо в радости. Если мы будем чем-то недовольны, то тогда этот день уйдёт в корзину. А ни в коем случае не надо выбрасывать день в корзину — мы же не знаем, что будет завтра.
— А с чего начинается Ваше утро?
— Три раза в неделю я занимаюсь зарядкой по утрам на улице — спортивные занятия на час. Кофе по утрам я не люблю, но воду пью. Люблю плотный завтрак, это дает мне силы на день, а вот от ужина часто отказываюсь. Я не то что заставляю себя — мне просто так легче.
— Ваше пожелание всем читателям портала Myslo.
— Читайте! Открывайте для себя удивительные миры. Нам часто нужны какие-то ориентиры, и в хорошей литературе мы находим их для себя. Например, в книге для подростков «Зимняя битва» были персонажи — утешительницы. И я подумала, какое хорошее слово, нам всем очень не хватает утешительниц. Эти утешительницы были для школьников, живущих в интернате. Когда школьники уставали от казённого мира, они шли в гости к утешительницам — тёплым большим женщинам, которые обнимали их, кормили домашней едой. И вот мне хочется, чтобы и мы были утешительницами для наших близких. И чтобы у нас всегда были такие утешительницы, даже если они просто живут внутри нас.
Алиса Борисовна Гребенщикова
Родилась 12 июня 1978 г. в Ленинграде.
Окончила Академию театрального искусства.
Семья: сын Алексей.
Заняла 3-е место с шоу «Ледниковый период» в паре с Алексеем Тихоновым.
Избранная фильмография: «Американка», «Ундина», «Лучший город Земли», «Водитель для Веры», «Человек в футляре, человек в пальто и человек во фраке», «Испанский вояж Степаныча», «Шерлок Холмс».