После «Дикой Мяты – 2016» в соцсетях появились фотографии от участников фестиваля: прямо по Оке плывет бронированная машина военного образца. Мы попытались выяснить, кто же выбрал для себя такое необычное плавучее средство и откуда у него такая машина.
Владельцами БДРМ-2 оказались супруги Михаил и Анна Букарь, москвичи. У них даже есть группа ВКонтакте — «Аренда БРДМ-2», в которой помимо собственно условий аренды есть фотографии и интересные ссылки по теме военной техники. Михаил согласился побеседовать с нами о некоторых моментах содержания такой грозной машины.
– Как у вас появилась эта машина?
– БРДМ-2 (бронированная разведывательно-дозорная машина. — Прим. кор.) я приобрел с воинского хранения, где она находилась с момента выпуска, то есть с 1989 года. Мечтал о такой машине с детства, и вот наконец мечта сбылась. Я вырос в семье военных, и вполне естественно, что с детских лет я, как и многие мои сверстники, испытывал тягу к военной технике.
После приобретения машина семь месяцев находилась в ремонте. Ее перебрали практически полностью, за что нужно сказать отдельное спасибо жителю Плавского района Тульской области Александру Савину. Без его золотых рук моя задумка не удалась бы. Сейчас машина приведена в то состояние, в котором она вышла с завода. Все приборы работоспособны, такие же стоят на экземплярах, эксплуатирующихся в армейских подразделениях.
Но главная благодарность, конечно, моей супруге Анне. Она видела мой интерес к этой технике, то, как я провожу свободное время за литературой, посвященной БРДМ-2, и однажды сказала: «Хватит мечтать, давай делать». Пришлось, конечно, ужаться, но машину мы купили. С того момента Анна принимала самое активное участие в восстановлении машины и во всех мероприятиях, на которых мы бывали.
— Кстати, о мероприятиях: на странице вашей супруги и в группе есть фото с парада на 9 Мая. Где он проходил? И часто ли вас приглашают в них поучаствовать?
– Постоянно поступают предложения и просьбы от различных организаций и администраций населенных пунктов поучаствовать в том или ином мероприятии. Так, 9 Мая наш клуб принимал участие в параде в Химках, а потом мы отправились в центр Москвы — на Патриаршие пруды, где до самого вечера наши броневики стояли открытой экспозицией.
Вообще на различных мероприятиях мы бываем примерно раз в месяц. Последний раз по просьбе директора Алексинского художественно-краеведческого музея мы участвовали в мероприятии «Ночь музеев»: алексинцы могли посмотреть и потрогать боевую технику.
— А что за клуб вы упомянули?
– Я состою в клубе владельцев бронетехники «Военно-техническое общество», которое было образовано не так давно группой владельцев бронемашин, а это одна единица БРДМ-1, три единицы БРДМ-2, одна единица БТР-40. Сейчас к нам присоединяются и другие любители армейской техники, которые, как и мы, стремятся к полной аутентичности своих бронемашин.
— Какова машина в содержании? Насколько это дорогое удовольствие?
– Весьма недешевое. Расход составляет от 30 до 50 литров бензина на 100 км, также постоянно присутствует проблема поиска и приобретения запасных частей. Подходят некоторые запчасти от отечественных грузовиков советского периода, но есть и такие, что производились конкретно для этой машины, а также использовались в авиастроении.
— Как я поняла, вы сдаете машину в аренду. В основном в Московской области? Из других областей есть желающие?
– Да, машина сдается в аренду в нескольких областях Центрального региона, но это не совсем коммерческий проект, а, скорее, необходимость — как я уже говорил, содержание такой машины удовольствие недешевое. Но помимо этого в будущем нам (не только мне и супруге, но и другим членам нашего клуба) хотелось бы найти применение нашим машинам в съемках кинофильмов, чтобы зритель увидел нормальную боевую машину, а не нечто переделанное. Потому что пока при взгляде на бронетехнику, которую снимают в некоторых наших фильмах, становится просто смешно и грустно от «заколхоженных» машин, добытых продюсерами.
— Возвращаясь к фото, которое привлекло внимание многих туляков: на «Мяту» на БРДМ прибыли вы или кто-то из клиентов? Если вы, то для удовольствия или для работы — покатать желающих?
– На «Мяту» мы приехали сами - живем недалеко и пропустить такое мероприятие не могли. Но катали на фестивале только «от души», не за деньги, и, собственно, в такой вот момент нас засняли. Ребята, которые с нами плавали, попались мегапозитивные: взяли с собой караоке и, думаю, принесли немало положительных впечатлений окружающим. Вообще при нашем появлении на воде и выезде на пляж, как и всегда, был фурор: люди подходили, фотографировались, расспрашивали о машине и просили покатать.
— А машина не загрязняет водоем?
– Нет, конечно, иначе нам бы не позволили вот так «рассекать» по реке. При движении по воде машина производит меньше шума, чем обычная моторная лодка, и не наносит абсолютно никакого ущерба окружающей среде. Вообще БРДМ-2 обладает положительной плавучестью, то есть конструктивно предназначена для преодоления водных преград. В кормовой части у нее установлен водомет, который забирает воду через специальное отверстие в днище и выбрасывает через кормовой лист, создавая таким образом струю, толкающую машину по воде. Два бензобака, по 140 литров каждый, обеспечивают запас хода по воде до 17 часов при скорости до 10 км/ч.
К тому же при проектировке были продуманы водоотливные системы на случай нештатных ситуаций. Их установлено две — электрическая помпа, способная откачать из трюма машины в случае течи до 100 литров в минуту, и механическая, способная откачать до 500 литров в минуту за счет разрежения воздуха, создаваемого в водомете. Так что плавать на БРДМ вполне безопасно.
— А как часто вы выезжаете на бронемашине не на мероприятия? И как такой грозный транспорт воспринимают на улицах?
– На БРДМ выезжаем достаточно часто, в основном просто покататься, чтобы машина не застаивалась. На дорогах она вызывает живой интерес, люди машут нам руками, радостно приветствуют нас, водители сигналят и моргают фарами.
А вот с поведением соседей на дороге бывает по-разному. Те, кто служил в армии, понимают, что это за техника. И стараются не прижиматься, поскольку знают, что их могут просто не заметить. Однако встречаются индивидуумы, которые с этим не считаются. Был случай: ехали на двух БДРМ в сопровождении легковых машин. Встали в небольшую пробку, и в этот момент между двумя броневиками стал протискиваться маршрутчик! Причем маршрутка была битком набита людьми, но водителю было просто все равно, что он больше десятка человек запихивает между двумя семитонными машинами.
Но в целом возможность каких-либо инцидентов сведена к минимуму, мы прилагаем для этого все усилия. Перед каждым выездом проводим полную ревизию всех узлов и агрегатов, проверяем работоспособность приборов, чтобы по возможности уменьшить вероятность поломок. Также в машине установлены видеокамеры и мониторы, которые интегрированы так, что незнающий человек не поймет, что этого здесь не должно быть, а у водителя обзор почти как в легковом автомобиле.
Фото очевидца, взято из группы Михаила Букаря.
— Ну и напоследок, что бы вы могли сказать в целом о том, каково это – владеть такой машиной?
– Хм… могу сказать, что в повседневной жизни найти ей применение достаточно сложно. На самом деле надо быть просто фанатом, чтобы приобретать и эксплуатировать такую машину. Но мы с супругой — фанаты и есть, нас всё устраивает.