За две недели четыре российских туроператора заявили о прекращении деятельности. Туляки боятся покупать зарубежные туры из-за возможных проблем с путёвками.
Последний обанкротившийся туроператор «Лабиринт» об остановке работы заявил 2 августа.
Среди причин, описанных в пресс-релизе компании: резкий рост курса валют, запрет выезда за границу для военнослужащих, негативная политическая и экономическая ситуация, а также огромное количество забронированных «горячих туров».
В этот момент за рубежом по турам компании находились более 25 тысяч россиян. Ситуация усугубилась тем, что «Лабиринт» был частично застрахован в страховой компании «Возрождение», у которой отозвали лицензию ещё 30 июля. Однако Центробанк заверил, что страховая компания в любом случае выплатит пострадавшим компенсации. Сумма страховки «Лабиринта» в «Возрождении» составляет 160 млн рублей.
Возвращать пострадавших клиентов «Лабиринта» и «Идеал-тура» в Россию будет ассоциация «Турпомощь». На их вывоз потребуется около четырёх млн рублей.
Myslo поинтересовался у директоров тульских турфирм: что будет с турбизнесом в связи с банкротством крупных туроператоров?
Дмитрий Субботин, директор туристического агентства «Синдбад», считает, что крах «Лабиринта» — это только начало:
Дмитрий Субботин
- «Нева» и «Роза Ветров» — это местечковые операторы, и удар из-за них был незначительный. Из-за «Лабиринта» люди пострадают сильнее.
Наша компания с «Лабиринтом» не работала. Но у многих тульских коллег всё хуже обстоит. Все наши турфирмы хоть раз работали с «Лабиринтом», ведь основное направление их работы — это Тунис и Греция, а это очень популярные у туляков места.
Думаю, что проблемы сейчас есть почти у каждого оператора. Когда начали «сыпаться» туроператоры, я подумал, что это только начало. Если Ростуризм пойдёт на какие-то меры поддержки, то рынок устоит. Если нет, то будут еще какие-то изменения...
По мнению Андрея Курилина, генерального директора ООО «Атлас Трэвел» уполномоченного агентства «TEZ-Tour» в Туле, в регионе серьёзно сократится количество турфирм:
Андрей Курилин
- У нас от прекращения работы «Лабиринта» никто не пострадал. Мы давно знали о проблемах оператора. Скорее всего, закрытие «Лабиринта» — это только начало.
В Туле насчитывается более 800 турфирм! Москвичи в шоке от того, как много у нас агентств — больше, чем парикмахерских. Многие «лепили» турагентства буквально «на коленках». Теперь их станет намного меньше.
В последнее время была заметно, что люди «подсели» на «горящие путёвки». Бизнес от этого пострадал. Однако закрытие «Лабиринта» и других операторов не означает, что клиентов компании «кинут». Нормальные турфирмы всегда помогут и объяснят клиенту, что делать в сложившейся ситуации.
Ирина Великородная, директор турфирмы «Манго», рассказала, что информация о банкротстве сразу четырёх операторов серьёзно ударила по туристическому бизнесу:
Ирина Великородная
- Мы в последнее время отказались от сотрудничества с «Лабиринтом». Люди очень близко приняли информацию о банкротстве сразу нескольких крупных туроператоров. Уже 1,5 недели затишье по покупкам путёвок — видимо, туристы боятся их покупать. А ведь сейчас август — самый сезон.
Ситуация действительно серьезная: когда каждую неделю «падает» оператор, неизвестно, что будет дальше. Мы своих клиентов успокаиваем: все туры у нас застрахованы, и при любой ситуации мы не оставим их без помощи.
Олеся Глотова, директор турфирмы «Азбука путешествий», согласна с предположением коллег о том, что число турагентств на рынке уменьшится:
Олеся Глотова
- Дело не в туризме, а в том, что вокруг этой ситуации серьёзно нагнетается обстановка. Рынок реагирует. Люди боятся и меньше покупают путёвки или сдают уже купленные. Компания «Лабиринт» существовала на рынке 20 лет! Банкротство «Возрождения» также не добавляет оптимизма: ведь непонятно, смогут ли получить компенсацию все пострадавшие. Сейчас ведь идут серьёзные экономические процессы с курсом валют, с закрытием крупных производств, в том числе автомобильных. Удар пришёлся на турбизнес. Всё это — одного поля ягоды. По моему мнению, все эти процессы серьёзно скажутся на количестве турфирм — останутся только самые сильные и экономически надёжные.
Многие эксперты сошлись во мнении, что в турагентском бизнесе сейчас возможен «эффект домино», и это неизбежно отразится на туристах. Президент Альянса туристических агентств Андрей Гаврилов считает, что крупные агентские сети уже потеряли от последних событий на рынке около 20 миллионов рублей. И если даже крупным сетям сейчас приходится нелегко, то мелкие могут вовсе уйти с рынка.