Поверить трудно – в Туле выросло уже не одно поколение школьников, которое никогда(!) не бывало в краеведческом музее. Не помнит чучело огромного лося в зале природы на первом этаже и русских богатырей, стоявших сразу у входа, рядом с кассой. Сейчас богатыри заботливо укутаны холстиной и ждут своего часа.
Для посетителей музей был закрыт более 20 лет! Одно время функционировала экспозиция на первом этаже, но и та в конце концов прекратила свое существование. Музей перешел в стадию бесконечного ремонта.
Даже старожилы музея уже не помнят, когда это случилось. Вроде как в самом конце 80-х. В музее тогда проходил косметический ремонт, на сколько было отпущено средств. И как-то утром обнаружили, что обвалились потолочные балки на втором этаже. Хорошо, что ночью, когда никого не было.
Комиссия вынесла вердикт: здание в аварийном состоянии. Так началась многолетняя эпопея с ремонтом. Какие-то небольшие деньги на проведение работ начали поступать лишь в 2008 году. А потом новый губернатор области Владимир Груздев категорически заявил: музей должен быть отремонтирован. С лета работа здесь буквально кипит.
Для каждого зала музея изготовлены по спецзаказу эксклюзивные обои с изображением предметов, которые можно увидеть на стендах и в витринах
Инна Родионова, зав. филиалом Тульский областной краеведческий музей
Сейчас выделены деньги, о которых мы раньше и не мечтали. Ведь мы капитально отремонтировали все здание, которое относится к категории исторического наследия, заменили все балки перекрытий, оно теперь как новое.
В самих стенах уже расставляют оборудование, формируют стенды. Здесь будет зал крестьянской этнографии, тут – образец городской квартиры, украсит которую изразцовый камин ХIХ в., который в свое время сотрудники музея спасли из готового к сносу дома. Рядом – библиотека и рабочий кабинет.
Сергей Демидов, зав. естественно-исторического научного отдела музея
Здесь мы представим книги. От светской и религиозной до профессиональной литературы. В фондах есть издания XV, XVI, XIX веков. Самое древнее издание – Евангелие 1422 г. Вообще в фондах музея около 7000 изданий.
Новые экспонаты появились практически в каждом отделе.
Юрий Екимов, зав. отделом археологии
Начиная с 1997 года мы копали на верхнем Дону, на месте поселения эпохи бронзы (второе тысячелетие до н.э.). Один из горизонтов относится к поселку, где люди занимались исключительно плавкой и изготовлением орудий труда из меди и бронзы. Таких селищ на территории бывшего СССР не больше шести, и одно из них – у нас в области. Мы нашли серпы, топоры, ножи, наконечники копий, украшения, могильник эпохи бронзы. Найденные предметы будут представлены в новой экспозиции.
Р асставить правильно экспозицию, сделать стенды, разместить предметы в витринах – целая наука. Этим занимаются сейчас питерские мастера.
– Я делаю монтаж для зала археологии, – рассказал нам Михаил Симаков, не отрываясь от работы. – Надо каждый предмет аккуратно укрепить проволокой, стяжками. Нужна особая аккуратность.
Не менее ответственная работа – за компьютерной техникой. Светлана Хапаева сканирует редкие фото и документы, а потом делает для экспозиции копии – не отличишь от настоящих!
– По условиям хранения, которые существуют в каждом российском музее, мы не можем надолго выставлять в витринах бумажные подлинники. Поэтому приходится делать копии, которые не отличить от настоящих. Для этого используется старая бумага и какие-то свои хитрости. Вот, можете посмотреть, документ за подписью Болдина – у него вид абсолютного подлинника.
И действительно, бумага, на которой отпечатан приказ командарма, руководившего обороной Тулы, не только имеет вид документа, которому уже более семидесяти лет, на нем даже подписи сделаны чернильным пером.
– А есть какие-то особенности той работы, которую вы ведете сейчас в нашем музее?
– В музее никогда простого нет. Ведь мы имеем дело с вещами разной степени сохранности. Например, идет монтаж костюма, и нам важно знать, за какую точку его можно зацепить, за какую нельзя. А для этого есть хранители, они нами руководят. Отличительной чертой работы в тульском музее я бы назвала потрясающий коллектив!
Особенность нынешней экспозиции – в том, что в ней пока не будет залов, посвященных революционным преобразованиям начала ХХ в. и периоду Гражданской войны. Коллектив музея умышленно решил отойти от конфликтных оценок и сосредоточиться на том, чего раньше посетитель видеть не мог, что было утрачено в советское время. Будет большая экспозиция, посвященная Первой мировой войне, столетие начала которой будет отмечаться в следующем году. В прежней экспозиции о ней не было ни слова. Будет и небольшой зальчик, посвященный Першинской охоте. Першино – это имение Великого князя Николая Николаевича в Алексинском уезде.
Евгений Полозов, старший научный сотрудник естественно-исторического научного отдела
Картины, охотничьи трофеи, – это все настоящее, из Першино. Першинская охота – уникальное явление культурной жизни. Коррида в подметки не годится. Комплектная охота – борзые и гончие вместе с конными охотниками – изобретение чисто русское. Такого соединения гончих и борзых нет нигде в мире. А один из старых охотников Болдырев говорил, что Першино – охотничья академия!
А еще в каждом зале будут установлены специальные проекторы. Куда теперь без интерактива!
Первый этаж планируется отдать выставкам. В перспективе – открыть общедоступную научную библиотеку. В фондах музея достаточно редких книг, которых нет больше нигде в Туле. В общем, планов, как всегда, предостаточно. Но самый ближайший из них должен воплотиться в жизнь в декабре. Ждем открытия.
– У нас финансирование в области культуры в 2011 году составляло всего семь миллионов рублей, – говорит Ирина Иванова, директор департамента культуры министерства культуры и туризма Тульской области. – А в этом году были найдены дополнительные средства в бюджете, программа выросла до 200 миллионов. И губернатор Владимир Сергеевич Груздев поставил задачу краеведческий музей в этом году открыть.
Автор: Сергей Гусев