По их мнению, на текущий момент в России почти 50% автомобилей старше 10 лет. По экологическим классам половина относится к категориям «Евро-1» и ниже. А в связи с тем, что в городах-миллионниках около 60% выбросов приходится именно на транспорт, то такая ситуация грозит реальной экологической катастрофой.
Именно поэтому они предлагают ввести налог на выбросы, а не платить за факт владения самой машиной. Однако мнение экспертов в отношении этой инициативы неоднозначно. С одной стороны, чем современнее будет автомобиль, тем дешевле его содержание будет обходиться хозяину. А с другой стороны, получается, что экономить себе смогут позволить лишь богатые слои населения, а основную сумму в казну по налогу на углекислый газ будут вносить малообеспеченные.
Так, владелец доступного автомобиля Hyundai Solaris, чей двигатель соответствует классу «Евро-4», будет платить больше, чем владелец более дорогого Ford Focus с мотором класса «Евро-5». А больше всех заплатят владельцы отечественного автопрома, в особенности старого года выпуска.
О переходе с экономического налога на экологический говорили давно, однако уже сейчас Минпромторг договорился с Министерством финансов об общих принципах работы новой системы. И хотя официальной информации и принципов расчет пока нет, эксперты высказывают предположения, как это может считаться.
«Представим, что размер экологического налога будет равен загрязнению на 1 км, умноженному на ставку и на общий выброс за год. Даже если владелец дешевой легковушки проедет за год тысячу км и выбросит на каждый из них 200 граммов СО2, а ставка налога будет равна 0,5 рубля, тогда он заплатит 100 тысяч рублей. А скорее всего, он проедет больше, тогда и налог будет намного выше», - подсчитал Сергей Литвиненко, эксперта проекта «Общественная Дума» (пишет «РГ»).
Для сравнения: на сегодняшний день владелец старой вазовской «семерки» мощностью 77 л.с. платит около тысячи рублей в год, а хозяин Ford Focus на 150 лошадок порядка 5,5 тысяч рублей.