В Туле начались кратковременные гастроли Ивановского музыкального театра. О том, чем так привлекает гостей наш город, мы побеседовали с режиссером-постановщиком театра Валерием Пименовым.
– Валерий Николаевич, ивановский театр очень часто теперь приезжает в Тулу. Вы вернулись к нам буквально через год.
– За последнее время приезжаем сюда уже в пятый раз. А если брать то время, с которого я работаю, с советского периода, то девятый. Нам нравится здесь. Нравится ваш зритель. И то, что он любит жанр оперетты. Это чувствуется. А когда ты нужен людям, в любой профессии, тогда все встает на свои места. Кроме того, у вас город с хорошей театральной культурой. Крепкий свой театр. Мне очень приятно, что здесь работает моя однокурсница — Наталья Савченко. Пролетело сорок лет, как мы закончили наше театральное училище, и теперь регулярно встречаемся с ней в Туле.
– В этом году уже виделись?
– Буквально сегодня беседовали.
– Поздравили ее с успехом? Она ведь недавно получила приз лучшей артистки России.
– Узнал об этом уже здесь. Конечно поздравил. Хочу сказать, что Наталья и тогда была одной из самых заметных на курсе, заводилой. Потом, видите, пути наши разошлись. Она работает в серьезном жанре, я в театре музыкальной комедии.
– Удивительно, что в гастрольной афише этого года нет ни Кальмана, ни Штрауса — обязательных вроде бы для театра оперетты.
– Прошлый раз мы привозили и Кальмана, и Штрауса, и Легара. Хотя Легар в этот раз тоже есть. Время меняется. Наш театр сегодня находится на сломе поколений. Две части труппы — молодые солисты. И в зрительный зал мы также стараемся привлекать молодежь. Если когда-то конкуренцию классической оперетте создавали постановки на музыку советских композиторов, то сейчас это жанр мюзикла. Поэтому, посоветовавшись с туляками, мы решили в основном привезти молодежные спектакли. Но если спектакль поставлен хорошо, он нравится людям любого возраста.
– Насколько провинциальному театру сложно ставить мюзиклы? В Москве-то они делаются с огромным размахом.
– Конечно, это дорогое удовольствие. Помимо всего прочего надо еще отдельно оплачивать всем авторам. Исполнение мюзикла требует другой аппаратуры — и звуковой, и световой. Без хорошего визуального ряда сегодняшнее поколение зрителей трудно привлечь в наш театр.
Своими средствами стараемся создать иллюзию богатого спектакля.
Мне кажется, в тех мюзиклах, которые мы вам привезли, при всем эконом-классе, нам это удается. Но есть какие-то вещи, которые нам не по силам. Музыкальный театр спонсоры не очень любят. А те деньги, которые мы зарабатываем, надо всегда думать, на что направить — то ли на новые костюмы и декорации, то ли на доплату солистам, то ли купить новый микрофон. В советские времена театр был более защищен.
– Оперетта как таковая тоже ведь теперь требует нового взгляда в постановке?
– Обязательно. Сегодня надо искать современные подходы и к классической оперетте. Наш жанр прежде всего жанр развлекательный, гедонистического направления, поэтому зритель должен получить эстетическое удовольствие, глядя на перья, музыку, танцы и все такое. Мы должны этому соответствовать. Не зря же люди придумали весь этот бурлеск. Хочется иногда вырваться из обыденной жизни, и наш жанр это позволяет.
– Какие спектакли сегодняшнего репертуара пользуются наибольшей популярностью у вас дома?
– Самые популярные — те, которые мы вам привезли: «Алые паруса», «Легенда». У нас до сих пор идет «Ханума», наши зрители любят «Здравствуйте, я ваша тетя!», балетные спектакли «Двенадцать стульев», «Танго». Ну и конечно, классику — ту же «Летучую мышь», «Цыганского барона».
– По Туле уже успели в этом году прогуляться? Вы ведь можете наблюдать со стороны, как меняется город!
– За последнее время он очень похорошел. Начиная с кремля, колокольни — ее же раньше не было.
Помню, когда первый раз приехали в Тулу, зашли в кремль, с этой стороны красиво, а с другой — забор.
Сейчас Тула стала красивой! Очень много молодежи. Интересная вечерняя подсветка. Тула производит впечатление хорошего европейского города. Видно, что на город обращают внимание, и он живет.