Каждый год в ЦФО закрывается больше 50 сайтов, пропагандирующих смерть, об этом заявили в ходе межрегинальной научно-практической конференции, посвященной защите детей от опасной информации.
Печальная статистика говорит о том, что в России в последнее время происходит больше детских суицидов. Часто свести счеты с жизнью решают дети из благополучных семей. Психологи и педагоги уверяют: часто родители видят лишь малую часть жизни ребенка, порой по-настоящему подростки раскрываются только в интернете. Там их и поджидает главная опасность.
Во вторник в Туле детский омбудсмен Анна Кузнецова и Лига безопасного интернета провели конференцию «Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
Лига работает в тесном сотрудничестве с Минкомсвязью и ставит задачей «искоренение опасного контента».
Господин Давыдов перечислил основные риски для детей в интернете. Это «агрессивная информация», секты и «психокульты», пропаганда опасного поведения, игры альтернативной реальности, пропаганда гомосексуализма и компьютерные игры.
Уполномоченный по правам ребенка в РФ Анна Кузнецова:
- Раньше мы говорили, что если ребенок находится дома или в школе, значит он в безопасности. Сегодняшняя конференция – это следствие того, что мы упустили с самого начала. Мы идем вдогонку за тем, что происходит с нашими детьми. На конец 2015 года 84 миллиона человек, 70% населения пользуется интернетом. В группе от 16 до 29 лет – 97%. Каждый восьмой подросток в будни проводит в интернете более пяти часов. Развитие информационных технологий открывает широкие возможности для просвещения и обучения, но и создает невиданные ранее риски и угрозы жизни и здоровью. Интернет заполнен ресурсами, склоняющими детей к саморазрушительному поведению, в том числе к самоубийству. К сожалению, о группах, пропагандирующих суицид мы узнали, только когда стали разбираться в причинах уже случившихся трагедий. В настоящее время в следственном комитете создана специальная рабочая группа. Мы предлагаем внести изменения в статью уголовного кодекса «Доведение до самоубийства», чтобы охватить и виртуальную реальность.Мы работаем над этим. В скором времени будут проведены встречи с руководителями социальных сетей. Мы понимаем, что нельзя откладывать это на завтра, нужно действовать сегодня.
Уполномоченный по правам ребенка в Тульской области Наталья Зыкова:
- Для жизни наших детей, которые, к сожалению, много времени проводят в интернете, эти группы несут огромную угрозу. Одни группы закрываются, открываются следующие. Многие из них зарегистрированы за рубежом, бороться с ними достаточно сложно. Но с начала этого года Роскомнадзор и правоохранительные органы ведет закрытие большого количества таких групп. Следственный комитет РФ сегодня готовит поправки в уголовный кодекс.
Председатель координационного совета, уполномоченный по правам ребенка ЦФО Ольга Копышенкова:
- У детей много контакта с вредной информацией, а значит, нужны новые конструктивные методы на государственном уровне. В первую очередь, нужно ограничить доступ к тем сайтам. Это проблема многих ведомств, и общества и учителей в школах и психологах.
Зачастую мы следим за детьми в школах на уроках. Но к сожалению дети в школе и социальных сетях ведут себя по-разному. Истинное их лицо и душевные качества открываются именно в соцсетях. Наша задач сделать так, что дети не были безнадзорными в этом опасном информационном мире, а постараемся сделать всё, чтобы спасти наших детей. Процедура закрытия сайта на данный момент очень сложна. Единственный орган, который может закрыть сайт – это Роскомнадзор. Если взять опыт регионов в ЦФО, то в среднем 50 сайтов в год закрывается именно с помощью работы уполномоченного и детских общественных советов. Важную роль в этом игра.т детские общественные советы. Видя, что какой-то ребенок попал в беду, они сразу сообщают. И мы сразу приобщаем правоохранительные органы. Бороться надо не только законом, но и обществом.
Доктор психологических наук, профессор факультета психологии МГУ им. Ломоносова Лидия Матвеева:
- Объективная реальность, до которой мы с вами дожили, была, естественно, предсказана во всех сакральных текстах. Соблазн пришел как сетевая коммуникация. Можно ли спасти наших детей от информационных драконов? Можно, если начать процесс спасения как можно раньше. У детей до семи лет голос совести еще отчетливо слышен. Необходимо работать с детьми таким образом, чтобы не «Маша и медведь» формировали образ хорошего ребенка, а другие медийные контенты. Не Гарри Поттер, а наш человек, который добивается успеха. Необходимо создание для детей нового героического и мифологического эпоса. Где было бы восхищение мужским мужеством и доблестью и преклонение перед тайнами женской красоты.
Лидер всероссийского движения «Сдай педофила!» Анна Левченко, общественный помощник уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ, провела отдельный круглый стол с представителями тульских управлений Роскомнадзора, Роспотребнадзора, ФАС, прокуратуры и полицейского управления «К».
Они обсудили, куда конкретно звонить, если книжка, фильм или интернет-ресурс вызывают подозрение у неравнодушных граждан.
Анна Левченко
«Уральский родительский комитет» боролся с книгами по сексуальному воспитанию детей, продававшимися в магазинах Екатеринбурга. Детям там рассказывалось доступным образом, кто такие гомосексуалисты, кто такие трансгендеры, и так далее. Но запретить опасную литературу оказалось непросто: общественникам пришлось за свой счет заказывать экспертизу издания, а потом обращаться в суд. Недавно мы тоже проводили экспертизу книги на пропаганду педофилии — стоило это 30 тысяч рублей, даже при личных договоренностях с экспертом.
Советник детского омбудсмена РФ Дмитрий Некоркин:
- Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений — вопрос, естественно, актуальный. Мы беседовали с Роскомнадзором о том, чтобы им дали право самостоятельно проводить экспертизу на наличие признаков гей-пропаганды. Нам было сказано, что для этого необходимы существенные финансовые вложения. На это, как я понял, государство сейчас не готово.
Замначальника отдела «К» тульского управления МВД Максим Стрельников:
- Если мы приравняем к экстремизму пропаганду ЛГБТ, суицида, педофилии, органам будет интересно этим заниматься. А то сейчас лишь административка.
Замглавы тульского управления Роскомнадзора Николай Абрамов:
- В реестре 45 тысяч сайтов, у нас 35 операторов. Программа бегает по каждому, отслеживает.— Это отнимает кучу времени.
Надо как в Китае: оставить три-пять точек доступа в мировой интернет и там фильтровать.