Причём некоторые производители «попадаются» не впервые, но с прилавков их продукция не пропадает. Кто виноват и что делать? Можем ли мы, покупатели, повлиять на ситуацию? И чем страшен растительный жир в составе молочного фальсификата?
Масло — не масло и молоко — не молоко
Проверку, о которой идёт речь, провело в декабре 2015 года Тульское общество по защите прав потребителей.
Елизавета Батищева, исполнительный директор ТРО «Общество защиты прав потребителей»:
Елизавета Батищева
Проводя контрольные закупки молочной продукции, мы каждый раз представляем себе, на какие именно торговые марки следует обратить внимание. На них или уже поступали жалобы от потребителей, или эта продукция внушила нам подозрение своим составом, слишком низкой ценой. И практически всегда наши сомнения подтверждаются результатами экспертизы.
На этот раз были закуплены продукты, некоторые из которых проверялись во время предыдущего рейда и были признаны фальсифицированными. Правда, после экспертизы с прилавков они не исчезли. Можно было бы предположить, что производитель исправился, начал выпускать натуральную продукцию, но нет: новая проверка опять выявила фальсификат. Причём изготовители не стесняются ставить маркировку ГОСТ на своей продукции, а магазины — цену, близкую к цене натуральных продуктов. Например, спред, который выдают за сливочное масло, может стоить те же 60−70 рублей за пачку, что и хорошее, изготовленное из молочных сливок.
Жиры живые и мёртвые
Молочные жиры в составе фальсифицированной «молочки» заменяют растительными. Самую большую опасность представляют гидрогенизированные растительные жиры. Они стоят дёшево и используются чаще всего. Большая часть молекул этих жиров является трансизомерами жирных кислот. Они имеют изменённую форму, а потому не перевариваются нашими ферментами, встраиваются в клетки организма и вызывают мутации или образуют нерастворимые жировые бляшки, забивающие сосуды.
Владимир Бессонов, завлабораторией химии пищевых продуктов НИИ питания РАМН:
Владимир Бессонов
Доказано, что потребление трансизомеров жирных кислот ведёт к увеличению риска развития сердечно-сосудистых заболеваний. Причём увеличение потребления трансжиров всего на 1% повышает риск возникновения этих заболеваний на все 20%!
Подделки вытесняют с прилавков молоко
Что происходит после выявления фальсификатов на прилавках магазинов? Чаще всего они там же и остаются: иногда изготовитель меняет название и упаковку, но состав продукта от этого не меняется.
- Результаты проверок направляются в управление Роспотребнадзора по Тульской области и руководству торговых сетей, — говорит Елизавета Батищева. — Что касается наших запросов в торговые сети, одни их просто игнорируют, другие обещают снять фальсификат с полок и отказаться от сотрудничества с его производителями. Однако, как показывают последующие проверки, фальсификат остаётся в продаже.
А теперь представьте: растительный жир, который используют при изготовлении молочных продуктов недобросовестные производители, в 3 раза дешевле натурального молока. Штраф в 20−40 тысяч (за обман потребителя) не наносит им особого ущерба, производство фальсификата такими мерами не остановить. Есть производители, которые выпускают молочные продукты, вообще не закупая сырого молока…
- На изготовление килограмма сливочного масла уходит 10 л сырого молока, которое закупается сегодня по 23 рубля за литр, — поясняют тульские производители «молочки». — Таким образом, только себестоимость исходных продуктов составляет 230 рублей, а к этому нужно прибавить расходы на производство, упаковку, энергоресурсы и множество других. Натуральное масло не может стоить дешевле 70 рублей за пачку. Такая же ситуация с молоком: стоимость сырья (23 руб./л) — лишь 65% от себестоимости конечного продукта. Молоко, которое на прилавке стоит дешевле 35 рублей за литр, с высокой долей вероятности может быть фальсифицированным. А для привозного молока минимальная цена ещё выше.
Для честных молочных комбинатов засилье фальсификата на рынке — это медленная, но верная смерть. Поддельное молоко, масло и другие продукты привлекают потребителя более низкой ценой, «оттягивают» на себя потребительский спрос, и выпускать хорошую «молочку» становится невыгодно. Фальсификат может вытеснить с рынка натуральные продукты и добросовестных производителей, и это уже происходит…
Будьте «ушами и глазами»!
Ситуацию с подделкой молочной продукции эксперты называют критической: из-за отсутствия борьбы с фальсификатом мы можем потерять натуральное молоко. Но разве кто-то хочет питаться «химией», кормить ею своих детей? Единственный выход для потребителя — осознанно подходить к покупкам, потому что от этого зависит наше здоровье. В конце концов, мы же свои деньги за всё это платим.
- Рядовые потребители — самые активные и надёжные помощники в борьбе с фальсификатом: они каждый день ходят по магазинам и обладают наибольшей полнотой информации, — говорят правозащитники. — Вы — «глаза и уши»: будьте внимательны в магазинах, а если есть сомнения в натуральности и качестве продуктов — не молчите, обращайтесь в органы защиты прав потребителей, Роспотребнадзор.
Как найти натуральные и при этом доступные по цене молочные продукты? Вот несколько простых правил:
- Знайте, что можно покупать, а что нельзя. Информация о фальсификате есть на сайтах Росконтроля и «Союзмолока».
- Если хотите сэкономить, выбирайте более дешёвую упаковку молочных продуктов («плёнка» дешевле, чем коробка) и больший вес/объём упаковки — он выгоднее.
- Акции в торговых сетях тоже позволяют покупать качественную молочную продукцию и экономить. Но будьте внимательны: если цена, допустим, на масло, снижена на короткий промежуток времени, значит, можно брать. Если же акция на данный товар не прекращается, стоит насторожиться.
- Сравнивайте цены. Хотя сегодня более высокая цена — не всегда гарантия натуральности, но всё же качественный продукт не может стоить слишком дёшево.
Фальсификат. Молоко питьевое пастеризованное, 2,5% жирности. Производитель — Тырновский молочный завод. Выявлено несоответствие по содержанию белка, жира и энергетической ценности продукта. Молочных жиров в жировой фазе — всего 57,7%. Заключение экспертизы: продукт является фальсификатом.
Спред. Масло сладко-сливочное несолёное 82,5%. Производитель «ЛАВ продукт». Массовая доля молочного жира — всего 45%. Продукт является спредом.
Спред. Масло сливочно-растительное «Мещерские росы» 82,5% («Кохмайстер РУС» по заказу ООО «Тырновский молочный завод»). Массовая доля молочного жира — 30%. Продукт является спредом.
Не соответствует ГОСТу. Кефир «Сметанин» 2,5% жирности (Брянский молочный комбинат). Образец не соответствует требованиям ГОСТа по содержанию белка (массовая доля белка в нём ниже нормы), а вот жирность — выше указанной на упаковке. Но растительных жиров не обнаружено.