С одной стороны, хорошо жить в центре города недалеко от остановки или крупной улицы: рядом и весь транспорт, и инфраструктура. Но у этой медали есть и другая сторона. Все дворы, прилегающие к центральным улицам, становятся в нашем городе объектом повышенного внимания со стороны автолюбителей. Зачем же стоять в пробке, если можно её объехать через ближайший сквозной проезд? Не хочу ставить авто на платную стоянку — припаркуюсь-ка в соседнем дворике на газоне… Раньше с такими горе-водителями боролись весьма незаконным способом — просто преграждали проезд каким-нибудь бетонным блоком или вкапывали столбы. Правда, страдали от этого периодически и сами жильцы — во двор не могла проехать ни скорая, ни пожарная служба.
Сейчас ситуацию начали решать более цивилизованным способом — установкой шлагбаумов.
Председатель ТСЖ «Единство» Валентина Михеева:
Валентина Михеева
Наш дом, пожалуй, был одним из первых, установившим шлагбаум в Туле, — ещё в 2009 году. Он расположен на проспекте Ленина, 116. И до установки стрелы было много неудобств. Двор небольшой, узкий, парковочных мест порой и для собственников не хватает, не то что для случайных людей. Плюс двор часто использовали «Газели» как разворотную площадку, сворачивая с проспекта. Согласитесь, неудобно, когда через твой двор постоянно ездят большие машины. Так было принято решение об установке шлагбаума. Причём шесть лет назад это было непросто — прошли через бюрократический ад, доказывая, что установка законна. Сейчас уже всё решается быстро — достаточно собрать собственников и подписать необходимые бумаги.
Массовая установка шлагбаумов сейчас — явление достаточно новое для Тулы. За комментариями по часто задаваемым вопросам мы обратились к специалистам.
Каким образом открывается шлагбаум?
Способов несколько — их выбор тоже зависит от размеров двора и количества жильцов.
Алевтина Азарова, руководитель компании «Простор»
Алевтина Азарова
Если шлагбаум нужен всего для 10−15 человек, то логичнее заказать пульты. Он обойдётся где-то в 700−800 рублей за штуку. Для многоквартирных домов есть гораздо более удобный вариант — gsm-модуль. Он встраивается в шлагбаум, ему присваивается определённый номер телефона. В свою очередь, жильцы составляют список своих номеров телефонов. По звонку с них сигнал передаётся в модуль, и стрела поднимается. Вариант с телефонами очень удобен и для того, чтобы во двор могли беспрепятственно попасть вызванные спецслужбы — МЧС, скорая, полиция. Ведь внести в список можно абсолютно всех жильцов, даже тех, у кого нет автомобиля. Кроме того, это будет гораздо дешевле, чем пульт. Для сравнения: gsm-модуль в расчёте на всех обойдётся где-то в 100−200 рублей с человека.
Шлагбаум от вандалов убережёт видеонаблюдение
Евгений Коровушкин, генеральный директор ООО «Деловая крепость»:
Евгений Коровушкин
Варианта установки видеонаблюдения два. В небольших дворах можно поставить одну камеру на сам шлагбаум. Стоимость её установки в среднем составит от 40 тысяч рублей. Большие многоквартирные дома ставят видеонаблюдение по всему периметру двора. Причём видео можно смотреть через интернет — так, например, родители с работы могут видеть, что делают их дети во дворе. Здесь стоимость, разумеется, гораздо выше — от полумиллиона рублей. Но в пересчёте на всех жильцов это составляет около тысячи рублей с человека. Не такая большая плата за безопасность. Причём это действительно очень помогает при поиске вредителей — по видео с камер можно распознать и номер автомобиля, и внешность нарушителя. Кроме того, видео записывается на жёсткий диск, то есть никуда не стирается и не удаляется. И по опыту — это действительно эффективный метод пресечения действий вандалов, учитывая то, как часто ломают шлагбаумы.
Кстати, есть ещё и третий вариант установки видеонаблюдения, не зависящий от жильцов. В случае, когда шлагбаум ставят в аренду, то сам подрядчик заинтересован в его сохранности.
Что думают о шлагбаумах туляки?
Надежда Разомазова
В моём дворе нет шлагбаума, но я считаю, что он очень нужен. Очень много посторонних паркуется во дворе, едут отовсюду. Я живу на первом этаже — какие-то чужие машины постоянно ставят под окна. Ну и зачем мне это нужно? Правда, никакого собрания жильцов у нас ещё не было… Пусть молодёжь этим занимается.
Светлана Селивёрстова
Шлагбаум в нашем дворе — это какая-то неудачная история. Он фактически есть, но постоянно сломан. А жильцы не могут собраться и между собой договориться, чтобы его отремонтировали. Люди должны быть дружнее, в больших многоквартирных домах это невозможно. Получается, что деньги я на установку сдавала, а по факту никакого смысла в этой преграде нет. И вообще в таких домах, где территория не облагорожена за счёт жильцов, я считаю, шлагбаумы не нужны. Одно дело, когда двор действительно полностью сделан собственниками — им есть что ограждать и охранять. А вот когда никто палец о палец не ударил, чтобы сделать что-то полезное для территории, то и никакие ворота не нужны — не надо ограничивать права людей.
Екатерина Елисеева
В нашем дворе есть шлагбаум, стоит уже давно, года четыре. И я считаю, что это очень нужная вещь! Как только он ломается, сразу заметно — свою машину поставить уже негде, двор заполоняют какие-то чужие автомобили. А благодаря шлагбауму тут тишина и спокойствие. И главное, что всем хватает места, никаких споров из-за них не происходит.
40 тысяч рублей — средняя стоимость установки шлагбаума во дворе. В эту стоимость входит и само оборудование, и прокладывание кабелей, и работа монтажников.
Как сделать установку шлагбаума законной?
Администрация города составила подробный алгоритм. Что делать, если вы хотите поставить шлагбаум во дворе? Пошаговая инструкция:
- Проведение общего собрания собственников МКД по вопросу организации шлагбаума на придомовой территории.
- Проведение общего собрания собственников МКД по вопросу организации шлагбаума на придомовой территории.
- Подготовка собственниками МКД схемы границ предполагаемого к использованию земельного участка.
- Обращение собственников МКД в главное управление администрации города Тулы по территориальному округу на использование земельного участка с протоколом общего собрания и схемой границ предполагаемого к использованию земельного участка.
- Направление главным управлением администрации города Тулы по территориальному округу заявления собственников МКД в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области.
- Выдача разрешения на использование земельного участка министерством имущественных и земельных отношений Тульской области.
- Согласование главным управлением администрации города Тулы по территориальному округу установки шлагбаума на основании разрешения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области.