26 февраля на заседание облдумы приехали представители министерства
С 3 по 12 мая в рамках празднования 70-летия Победы всем ветеранам и сопровождающих лицам надо будет предоставить бесплатный проезд на всех видах транспорта городского кроме такси (впрочем, по опыту прошлых лет, службы такси сами предоставляли ветеранам бесплатные машины). Но у нас много нелегальных перевозчиков, которые не собираются исполнять это решение правительства.
Светлана Воскресенская, зам. министра транспорта и дорожного хозяйства Тульской области, кратко объяснила суть проблемы и конфликта между правительством и нелегальными перевозчиками в регионе:
Светлана Воскресенская
С 1 января введён электронный билет, и договором с муниципалитетом перевозчик должен принимать к оплате УЭК и транспортные карты. У нас установлен дифференцированный тариф. Данное благое мероприятие не реализовано в Туле, тарифы выросли на 33% из-за нелегальных перевозчиков. Они не имеют ни договоров, ни схемы утвержденных маршрутов. На маршрутах работают нелегальные перевозчики только в часы пик, без расписания. Для области это недополучение налогов и серые зарплаты.
Почему так произошло? Потому что нет у муниципалитета рычагов влияния. Мы обратились в Арбитражный суд, чтобы запретить деятельность по перевозке пассажиров без договоров, потому что это опасно для граждан. Депутаты облдумы приняли поправки в административный кодекс о штрафах за работу без договора. Но облсуд признал это решение незаконным.
На практике региональное Управление государственного автодорожного надзора (УГАДН) осуществляет проверки перевозчиков и работает на 5 с плюсом только на бумаге, а на самом деле не предпринимает мер для пресечения нелегальной работы перевозчиков. В регионе нет начальника УГАДН. Единственная служба, которая реально помогает бороться с нелегальными перевозчиками, это тульское УГИБДД.
Михаил Есаков, руководитель УГИБДД УМВД России по Тульской области, отчитался о работе ведомства с предприятиями, осуществляющими пассажирские перевозки. Начал со страшной статистики: в 2014 году в области произошло 208 ДТП с участием автобусов, 23 человека погибли. В январе этого года — уже 13 ДТП и двое погибших. УГИБДД проводит операции из серии «Безопасный автобус». Только в феврале этого года при массовой проверке маршруток выявили шесть водителей в состоянии алкогольного опьянения.
Депутат облдумы Александр Рем поддержал правительство и потребовал, чтобы региональное УГАДН наконец начало выполнять свои обязанности по контролю за перевозчиками:
Александр Рем
На возмещение затрат перевозчикам выделено из бюджета области 357 млн руб. Частный рынок непрозрачен, перевозчики не оформляют договора с водителями, сами не платят налоги. В Туле 1200 единиц частных перевозчиков работают. Если закрыть частные маршруты, бюджет города сэкономит очень большие деньги на компенсации провоза пассажиров. У нас есть автобусы, современные и безопасные, они могут обеспечить перевозку пассажиров.
Что касается проверок перевозчиков, то они проводятся не так часто, как требует ситуация на пассажирском автотранспорте. В январе всего десять на всю область. Штрафы таковы, что никого не пугают. УГАДН — единственный орган, который должен навести порядок на дорогах. Но он не работает. Нужно поставить точку в передаче полномочий в наведении порядка в перевозке пассажиров. УГАДН отвечает за весовой контроль на федеральных трассах, но у нас на трех трассах всего один пункт весового контроля. То есть за сохранение дорог у нас тоже никто не отвечает!
Отвечать на претензии пришлось Алексею Бакирею, гостю из Москвы — это директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта Российской Федерации.
Алексей Бакирей
В целом, если судить по словам Алексея Бакирея, Минтранс в этой ситуации области помочь ничем не может:
–
На заседании, на свою беду, присутствовал и врио начальника УГАДН Николай Макосеев. У него с депутатом Владимиром Абакумовым вышел показательный диалог на глазах у всей облдумы:
Абакумов: — За территорией автовокзала стоят семь микроавтобусов с табличками – куда везут. Посадка от бордюра. Аналогично туляки ездят в Москву. Никто не выдаёт билеты, нет страховки — почему это беззаконие такое?
Макосеев: — Если там есть такое нарушение, там надо поставить знак. Это ответственность ГИБДД. Я не работаю на линии и не могу стоять на каждой улице в Туле. У меня всего 35 человек в управлении.
Абакумов: — Но межобластные маршруты должны отправляться только с автовокзалов, продажа билетов – по паспортам… Кто должен бороться с этими нелегальными автолайнами, которые нарушают все требования по продаже билетов и обеспечению безопасности пассажиров? Кто контролирует деятельность маршруток?
Макосеев: — Это не наша зона ответственности. Передача данных о пассажирах — не наша функция.
На защиту начальника УГАДН встал представитель Минтранса Бакирей. По его словам, «нужна политическая воля в решении этого вопроса».
Перевозчика можно привлечь к ответственности, но делать это должно не УГАДН — таков вердикт Министерства транспорта РФ.
Следом за Абакумовым не выдержал депутат Виктор Трифонов:
Виктор Трифонов
Вы что над нами издеваетесь?! В год мы теряем 400 млн рублей от незаконных перевозок. Кто будет возмещать бюджету эти деньги?! Вы?! Мы три года призываем работать по закону!
Ответ Бакирея:
– Конечно, такие вопросы есть в каждом субъекте федерации. Где сохранили муниципальные предприятия, там всё хорошо. Частные перевозчики тоже есть. Переводить их под крыло муниципалитета неправильно. По Москве и Московской области ситуация тоже была острая. Есть конкретные места отправления транспорта. Если есть план проверок, то перевозчик может просто не приехать на это место. Надо сосредоточить свои действия и работать системно и точечно. Сколько нужно проверок? Решайте сами!
Депутат Юлия Марьясова выдвинула чёткие требования к Минтрансу:
Юлия Марьясова
У нас проблема с нелегалами проблема не одного дня. Какая зарплата у директора УГАДН? Нелегальные средства перевозчиков подрывают социальную обстановку в регионе. Вы говорите, что готовы передать полномочия региону по транспортным перевозкам. Но требуете каких-то гарантий. Ни на один вопрос депутатов представители УГАДН не ответили на заседании профильного комитета. Вы признали, что федерально законодательство в этой области уже 8 лет несовершенно. Ваш приезд сегодня и мнения будут донесены до министра транспорта РФ, и мы ждем назначения начальника УГАДН по Тульской области.
Депутат Александр Балберов упрекнул Минтранс в том, что они сами не хотят принятия закона, который упорядочит пассажирские перевозки в регионах:
Александр Балберов
Вы прекрасные переговорщики. Когда закон лежит, значит, это кому-то нужно! Когда правительству нужно, законы принимают за сутки. И мы это все прекрасно знаем. На нашего начальника УГАДН надо завести уголовное дело. На его месте я вёл бы себя поскромнее. Вы когда приезжаете в региональный парламент, вы знаете, где вы?! Час одно бла-бла-бла. Вы исполнительная власть! И вы в этом вопросе стрелочники!
Депутат Игорь Каенков:
Игорь Каенков
У нас тут прям как у Райкина: «Кто сшил костюм? К пуговицам претензии есть?» Вопрос поставлен конкретно — как обслуживается население области? Нужно сделать выводы по персонам, ответственным за это!
Подытожил весь разговор депутат Сергей Харитонов:
Мы бьёмся как рыба об лед, и такое игнорэ как-то не комильфо!
Алексей Бакирей, представитель Минтранса, всё-таки признал, что «в Москве мозг и глаз замыливается», и подчеркнул, что сейчас в пикировку с депутатами ударяться не собирается. Он отметил, что если закон в области перевозок, который разработает Тульская областная Дума, будет лучше, чем то, что предлагается в Госдуме, то он готов предложить любые форматы взаимодействия. «Есть все возможности и ресурсы держать руку на пульсе», — завершил Бакирей эту встречу.