По информации «Известий», Министерством образования и науки подготовлен приказ об утверждении государственного стандарта среднего общего образования в связи с вступлением в силу нового закона «Об образовании». Документ устанавливает не только требования к структуре образовательных программ и то, какие знания по различным предметам должен получить выпускник, но и определяет личностные понятия выпускников.
"Утверждение нового стандарта связано с необходимостью его приведения в соответствие с новым законом «Об образовании». Стандарт теперь также плотно ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, который должен не только получить знания по определённым предметам, но и сформироваться как целостная и полноценная личность", — пояснили в Минобрнауки.
Согласно обновленному стандарту, в категории «личностные результаты» школьникам должны будут прививать:
- российскую гражданскую идентичность,
- патриотизм,
- уважение к своему народу,
- чувство ответственности перед Россией,
- гордость за свой край и уважение к государственным символам (герб, флаг и гимн),
- толерантность,
- нормы поведения в поликультурном мире.
Отдельным пунктом идёт формирование «экологического мышления».
Под указанным понятием подразумевается, что по окончании школы ученик должен понимать влияние социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды. Школьник также должен осознанно выполнять сам и пропагандировать другим правила здорового образа жизни.
Кроме того, «портрет школьника России» включает в себя любовь к традиционным духовным ценностям. Школьники должны осознавать свою сопричастность к судьбе России и иметь сформированное «антикоррупционное мировоззрение».
Каждый российский школьник должен уметь:
- продуктивно общаться,
- самостоятельно принимать решения и нести за них нести ответственность,
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, используя «адекватные языковые средства».
Современный школьник должен уметь использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении различных задач. Однако использовать достижения цифровых технологий идеальный школьник должен с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены и норм информационной безопасности.
К предметным результатам относятся минимальные уровни знаний по каждому отдельному предмету. Однако теперь каждый предмет будет разделен на «базовый» и «углублённый» уровни.
Со следующего года школьники будут сдавать экзамены различной сложности в зависимости от профиля выбранной специальности в вузе.
В «базовом» русском языке и литературе ученика должны научить читать и писать в различных форматах, анализировать текст и историко-культурный контекст произведения и творчества писателя. В «углублённом» варианте школьнику еще должны объяснить основы литературной критики, дать начальные навыки различных форм литературоведческого исследования и привить умение оценивать интерпретацию литературных произведений в живописи, театре, кино и музыке.
В «базовой» математике школьникам помимо обычного и стандартного багажа знаний расскажут о месте математики в мировой культуре и современной цивилизации, а также о способах описания на математическом языке явлений окружающего мира. В «углубленном» варианте школьники еще должны будут овладеть умением составления вероятностных моделей и вычислением вероятности наступления событий, а также знать роль аксиоматики в проведении дедуктивных рассуждений.
Директор Федерального института развития образования Александр Асмолов с осторожностью относится к новому стандарту:
Александр Асмолов
Невероятно важно, чтобы общая картина не вылилась в банальные лозунги — «Ура патриотизму!» или «Ребёнок должен быть послушным и здоровым».
Сопредседатель Российского профсоюза учителей Андрей Демидов критично относится к затее министерства по «стандартизации образования».
Андрей Демидов
У нас везде стандарты, и уже даже до дошкольников добрались. Новые стандарты — это простая формальность.