Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования об отношении россиян к профессии пиар-специалиста.
С годами понятие «пиар» стало более привычным для россиян: доля затрудняющихся его охарактеризовать с 2010 года по сегодняшний снизилась в три раза (с 15% до 5%), а содержательные ответы стали более наполненными.
Пиар у людей ассоциируется, прежде всего, со словом «реклама» (за шесть лет доля респондентов, выбирающих данный вариант ответа, выросла почти вдвое – с 33% до 59%).
Далее отмечают такие характеристики, как «черный» пиар (с 21% в 2010 г. до 43% в 2016 г.), обман (с 21% до 41%), пропаганда (39%), продвижение (с 19% до 38%), имидж (с 25% до 37%), СМИ, медиа (с 23% до 37%).
Моральный уровень «пиарщика» оценивается невысоко: по пятибалльной шкале — в среднем на 2,54 балла. При этом уровень престижности профессии пиар-специалиста, по оценкам россиян, выше (3,42 балла), а доходность, в сравнении с другими параметрами, оказывается ее главным преимуществом (4,11 балла — с 3,8 в 2010 г.).
Пожилые люди (средний балл 4,17 среди 60-летних и старше), также как женщины (4,15), москвичи и петербуржцы (4,15) склонны считать работу пиар-специалиста более высокооплачиваемой, в сравнении с молодежью (3,89 среди 18-24-летних), мужчинами (4,06) и жителями сел (3,95). При этом оценки престижности и морального облика работников PR-отрасли, данные молодыми, превышают оценки людей пенсионного возраста.
Профессию пиар-специалиста нельзя назвать желанной: почти три четверти россиян (72% – с 56%) не желают в будущем видеть своих детей работниками данной отрасли.
Тех, кто поддержал бы выбор ребенком профессии специалиста по связям с общественностью, всего 17%. Чаще такой гипотетический выбор поддерживают молодые люди 18-24 лет (24%) и респонденты с высоким, по их оценкам, материальным достатком (24%), а реже — опрошенные в возрасте 60+ (14%) и малообеспеченные (15%).
Данные прокомментировал генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров:
– Лидерам отрасли общественных связей стоит серьезно задуматься о том имидже, который сформировался у отрасли в России: это имидж аморальных дельцов, зарабатывающих на пропаганде, обмане и рекламе. Пришло время заняться «пиаром пиара», ведь динамика отношения людей к этой специальности негативная. Креативность и творческий подход, который пиарщики неустанно демонстрируют своим клиентам, должны быть наконец применены для разрушения сложившихся негативных стереотипов и формирования позитивного общественного мнения относительно этой важной, востребованной и, без всякого преувеличения, благородной профессии.
Опрос проводился 3 и 4 декабря в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках