Законодательное собрание Еврейской автономной области предложило запретить установку похоронных принадлежностей, обрядовой атрибутики и намогильных сооружений на дорогах и рядом с ними, сообщает «Российская Газета». Два года назад в Госдуму был внесен соответствующий проект поправок в закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Документ уже включен в календарь рассмотрения вопросов на 10 ноября.
Противники венков вдоль дорог убеждены, что места скорби сами нередко становятся причиной аварий. Так, например, в Астраханской области уже обратились к населению с призывом не размещать посторонние предметы на обочине проезжей части, а уже установленную ритуальную символику попросили демонтировать и найти альтернативный вариант памяти погибшим. Как объяснили в управлении «Астраханьавтодор», венки, памятники и тумбы создают угрозу безопасности дорожного движения, так как отвлекают водителей от дороги. Дорожники заявили, что начнут демонтаж этих объектов по распоряжению местных властей.
Еще несколько лет назад депутат Госдумы Валерий Селезнев предложил штрафовать за установку похоронной атрибутики в границах придорожных полос автомобильных дорог на полторы тысячи рублей.
– Напоминание о смерти заставляет тяжело задумываться, погружаться в свои мысли, что недопустимо во время езды за рулем, так как вождение требует максимального внимания и концентрации. Как следствие – возникают все новые причины для аварий, – сообщалось в пояснительной записке.
Селезнев подчеркнул, что важно помнить об ушедших из жизни близких, однако, по его словам, необходимо делать это в специально отведенных местах, и «недопустимо превращать дороги в кладбища».
Законодатели, впрочем, посчитали, что специального запрета на установку памятных знаков не нужно, и законопроект был отклонен. Инициативу Еврейской автономной области также предлагают отклонить. В заключении профильного комитета сказано, что закон и сегодня запрещает устанавливать вдоль дорог посторонние предметы, не предназначенные для обслуживания дорожного движения. А значит, если они там есть, убирать их можно совершенно законно. Другое дело с предметами, расположенными за пределами обочины.
В таком случае, если памятные знаки находятся вне полосы отвода дороги, то помехи они не представляют, и вопрос о том, надо ли размещать венки и могильные знаки, становится моральным.
По словам экспертов, если памятные знаки находятся в полосе отвода дороги, и за границей, и в России организация, которой вверено содержание полосы, может убрать такое сооружение, мотивируя это поддержанием чистоты и порядка и вносить обязательство в закон нет необходимости. Достаточно лишь дополнить подзаконные акты в сфере содержания дорог положением о необходимости уборки любых установленных сооружений, кроме тех, что созданы вне полосы отвода дороги - их могут ликвидировать собственники земельных участков.
Получить разрешение на установку мемориала практически невозможно, говорят специалисты, и смысла в нововведении мало.
К тому же, в формулировке закона указаны некие «похоронные принадлежности», и ни закон о погребении и похоронном деле, ни иные акты не дают таких определений. В таком случае неясно, будет ли считаться намогильным сооружением рулевое колесо или прибитый к дереву госномер. На месте аварии можно возложить цветы, однако венок уже будет отнесен к «похоронным принадлежностям».
– Не до конца ясна цель, которую преследуют авторы законопроекта: едва ли ликвидация памятных придорожных знаков избавит водителей и пассажиров от тягостных мыслей в дороге. С другой стороны, придорожную полосу надо поддерживать в чистом и опрятном виде и без принятия специальных законов насчет самовольных памятников, – подчеркивает эксперт.