Цвет - это жизнь, он придает нам сил, оживляет, лечит и восхищает. Он подобен музыке: помимо формирования эмоционально-психического состояния у зрителя, он является непосредственным выражением психических переживаний других людейПо тому, в какой цветовой гамме выполнено, например, живописное полотно, можно определить эмоциональное состояние художника, те ощущения, которые он испытывал при написании картины. Это может быть ощущение радости, праздника и счастья, если тона используются светлые, прозрачные и яркие, или ощущение печали и безысходности, когда картина написана в приглушенных, темных или холодных тонах.
То же самое происходит и при выборе человеком определенного цветового сочетания в одежде или интерьере своей квартиры. По цветовому колориту, предпочтение которому отдает человек, можно определить его эмоциональное состояние в данный момент, а если эти предпочтения достаточно постоянны, то и характер человека, уровень его интеллекта. Чем выше интеллект, тем более сложные, утонченные оттенки предпочитает человек. Если человек активен, способен лидировать в коллективе, энергичен и решителен, то чаще всего он выбирает различные тона красного, желтого или оранжевого - яркие и энергичные цвета. Если характер человека уравновешенный, спокойный и в достаточной степени хладнокровный, то предпочтение им отдается цветам спокойной, пассивной гаммы: зеленому, фиолетовому, синему. Человек неуверенный в себе, мнительный и замкнутый чаще предпочитает серую или коричневую гамму. Но стремление человека носить вещи определенных цветов может быть продиктовано не только его цветовым предпочтением, но и рекомендациями моды в данное время или его представлениями о благородстве стиля в одежде.
Со временем цветовые пристрастия людей тоже меняются, например в жизни одного и того же человека может смениться несколько достаточно продолжительных периодов: "красный" период, когда человек молод, влюблен, стремится сделать карьеру, уверен в себе. Потом ему на смену может прийти "голубой", "синий" или "зеленый период", когда человек достиг определенного социального уровня, обзавелся семьей, устроен в быту. Наступление "коричневых" и "серых" периодов возможно в результате болезни или каких-либо других жизненных неурядиц. Когда тяжелое время проходит, предпочтение отдается опять светлым и ярким или спокойным глубоким тонам. Но с возрастом в нашей стране люди перестают, как правило, носить яркую одежду, в то время как французы, наоборот, считают, что чем женщина старше, тем более светлую и жизнерадостного цвета одежду она должна носить. Так что, цветовое предпочтение - это, в какой-то мере и национальный характер.
Таким образом, цветовое окружение способно формировать у человека определенное эмоциональное и психическое состояние. Например красный цвет очень активен, при долгом воздействии вызывает возбуждение, переходящее в агрессивность, но в небольшом количестве (несколько аксессуаров в интерьере) придадут энергию. Розовый цвет - расслабляет, создает легкомысленное настроение.
Обилие зеленого уравновешивает и успокаивает, но при продолжительном воздействии спокойствие постепенно переходит в равнодушие и лень, поэтому "зеленые" интерьеры не рекомендуется использовать в офисе.
Глубокий синий и фиолетовый угнетающе действуют на психику. Продолжительное воздействие этих цветов может вызвать депрессию. То же самое относится и к черному.
А вот приглушенный желтый цвет положительно влияет на умственную активность, он умеренно тонизирует и помогает интеллектуальной работе.
Голубой цвет успокаивает, позволяя сосредоточиться.
Серый цвет - деловой, бесстрастный, уместен в официальной обстановке, позволяет настроиться на рабочий лад.
Цвет не только обнаруживает скрытые импульсы характера и темперамента человека, но и во многом управляет его эмоциональными состояниями.