В Тульской филармонии с оглушительным успехом прошел концерт Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета.
Юрий Башмет – один из немногих русских музыкантов, получивший признание и авторитет во всем мире.
Лариса Тимофеева.
Фото Сергея Киреева.
Оркестранты «Новой России» прибыли в Тулу на двух огромных автобусах. Их бессменный художественный руководитель Юрий Башмет приехал на личном «Мерседесе» прямо из аэропорта, куда прилетел из Сочи. Уставшему с дороги Маэстро организаторы подготовили апартаменты в гостинице «Москва». За три часа до выступления Башмет был уже в филармонии бодр, свеж и энергичен. Репетиция концерта напоминала хорошо отлаженный часовой механизм – музыканты понимали своего руководителя с полуслова, с полужеста. А Юрий Абрамович, дирижируя то палочкой, то смычком, буквально царил на сцене! После часовой репетиции музыканты ушли переодеваться, а филармонию стали заполнять зрители.
Девяносто оркестрантов: скрипки, альты, контрабасы, арфы – в своих черных костюмах гармонично дополняли черный фрак мэтра. За два часа оркестр «Новая Россия» исполнил романтические произведения Гектора Берлиоза «Гарольд в Италии» и пятую симфонию Петра Ильича Чайковского. Публика слушала, затаив дыхание, а в финале искупала музыкантов в овациях и цветах.
В этом футляре Юрий Башмет возит с собой на гастроли самое дорогое – альт, которому уже более 250 лет, и семейные фотографии.
После концерта народный артист СССР пригласил нас на интервью. Устроившись за столом, Башмет первым делом закурил – с этой вредной привычкой Башмет никак не может расстаться.
– Оркестру «Новая Россия» уже более 20 лет. Как часто обновляется состав и приходят молодые музыканты?
– Текучки у нас нет. Но даже если место освобождается, это сразу расходится по Москве. Конкурс мы не объявляем.
– Вы являетесь председателем Международного фонда поддержки молодых музыкантов. Какие последние открытия можете назвать?
– Пианист Вадим Холоденко – выиграл все возможные конкурсы! Его ждет серьезная концертная жизнь.
– А среди альтистов?
– Есть много технически виртуозных альтистов, особенно азиатских «роботов», у которых все получается, но как-то без царя в голове. А нужно, чтобы еще они были думающими. Русская же школа – это школа музыкального мышления.
– Классическая музыка нуждается в пропаганде?
– Классическая музыка всегда была элитарным видом искусства. Нам, например, редко когда удается выступить на многотысячном стадионе. Хотя буквально несколько дней назад мы делали концерт в честь погибшей хоккейной команды Ярославля, и вот тогда мы играли для 7000 человек. Было впечатляюще.
– Расскажите о своем инструменте.
– Альт был изготовлен миланским мастером Паоло Тесторе в 1758 году. Ко мне он попал в 1971 году, и с тех пор я с ним не расстаюсь.
Помню, в 1990 году в Зальц-бурге мне посчастливилось взять в руки альт самого Моцарта. Мы со скрипачом Олегом Каганом, моим другом, ныне покойным, играли на инструментах Моцарта музыку Моцарта. Это было впервые в истории! Когда я взял в руки альт Моцарта, то понял, что он очень похож на мой. А потом прочитал, что его сделал тот же мастер Паоло Тесторе!
– Вы играли на одной сцене с Игорем Бутманом, с группой «Браво»...
– Много лет назад играли со Стингом в Нью-Йорке. На зимнем фестивале в Сочи у меня приключилось небольшое импровизированное выступление с Нино Катамадзе. Она так зажигательно пела, что мне захотелось выйти и подыграть ей... на рояле. Что я и сделал. И, как мне кажется, всем понравилось. Еще, конечно, с «Битлз» бы сейчас сыграл (смеется).
Из досье «Слободы»
Юрий Абрамович Башмет
Родился 24 января 1953 г. в Ростове-на-Дону.
Окончил Львовскую среднюю специальную музыкальную школу, Московскую консерваторию.
Семья: жена Наталья, скрипачка, дочь Ксения, пианистка, сын Александр, экономист.
Учредитель музыкального фестиваля в городе Тур (Франция) и президент музыкального фестиваля на острове Эльба.
Обладатель премии «Грэмми» (вместе с оркестром «Солисты Москвы») за исполнение произведений Стравинского и Прокофьева в номинации «Лучшее выступление в составе малого ансамбля».