Поругать и не обидеть: Как правильно критиковать и принимать критику

Поругать и не обидеть: Как правильно критиковать и принимать критику

Умение грамотно говорить о недостатках людям и самому конструктивно реагировать на критику – важная часть успеха.

Умение грамотно говорить о недостатках людям и самому конструктивно реагировать на критику – важная часть успеха.


Люди с завышенной самооценкой, «короли», воспринимают критику в штыки: их не интересует обратная связь извне.
К таким нужен особый подход, иначе казнят! Кадр из фильма «Обыкновенное чудо».

Анжела Харитонова,
практический психолог.


@ Получи консультацию психолога на MySLO.ru

Кстати, в фильме «Обыкновенное чудо» очень ярко звучит одно из правил конструктивной критики – из уст Охотника:

Если хочешь указать на ошибки, сначала похвали!... мерзавец!

 

 Я работаю на своем предприятии 12 лет. Всегда терялась, когда меня критиковал начальник. Сейчас получила повышение, и теперь мне самой сложно критиковать подчиненных. В личной жизни – то же самое. Но понимаю, что без критики не обойтись. Как правильно критиковать человека и  самой научиться реагировать на критику? Оксана, 37 лет, Тула.

Критика побуждает к развитию. Как критиковать так, чтобы это было продуктивно, чтобы не задеть самолюбие человека и сохранить отношения? Разберемся!

Критика – двигатель прогресса!

Без критики нет успеха. Умение давать и принимать конструктивную критику – важная часть нашей жизни. Ведь знание того, как видят тебя люди со стороны, может быть мощным стимулом к развитию. Любой наш минус – потенциальный плюс! Иногда именно слабые, несовершенные изначально стороны нашей личности становятся платформой успеха. Стараясь компенсировать свой недостаток, человек превращает его в достоинство.

В личных отношениях доля критики тоже необходима. Если не говорить партнеру о том, что он делает не так, вам не построить счастья. В рабочих и личных отношениях соотношение похвалы и критики должно быть разное. В рабочих – это 7:4, в личных – 7:1.

Что, не нравится?

Так почему же критиковать и быть объектом критики нам так сложно? Есть несколько причин.

1 Критика не всегда адекватна. За внешней причиной критики (способствовать улучшению дел или отношений) может скрываться внутренняя причина (зависть, желание самоутвердиться, показать свою власть).

2 Критика не всегда высказывается конструктивно. Иногда сама форма подачи критики (высокомерный тон, сарказм и т.п.) мешает увидеть рациональное зерно.

3 Завышенная или заниженная самооценка человека мешает принять критику. В случае низкой самооценки «Я» человек сразу паникует: «Меня обвиняют! Я плохой! Никто меня не любит!» Если самооценка завышена, любая критика воспринимается свысока: «Да кто ты, а кто я?! Ты мне просто завидуешь! Я сам все знаю лучше всех!» Поэтому, если самооценка человека, которого вы хотите покритиковать, завышена или занижена – к нему нужен особый подход.

Правила замечаний

Чтобы научиться правильно и не обидно критиковать, изучите наши советы.

№1. Проясните свою позицию

Задайте себе вопросы:

  • Не завидую ли я критикуемому?
  • Не хочу ли я самоутвердиться?
  • Может, я следую правилу «лучшая защита – нападение»?
  • Действительно ли моя критика поможет интересам дела?
  • Какой результат я хочу получить после критики? Реально ли это?
  • Хочу ли я сохранить или обострить отношения с человеком?
  • Насколько этот человек способен воспринять критику?
  • В какой форме ее лучше подать?
  • Подходящее ли сейчас время и место для критики?

Первые три вопроса помогут понять, нет ли у вас скрытых мотивов для критики. Вопросы 4-7 помогут вам понять, чего на самом деле вы хотите, критикуя человека. Ответы на последние два вопроса помогут вам заранее обдумать форму подачи критики. Большинство людей лучше воспринимают доброжелательный тон. Но если человек, которого вы критикуете, склонен делить людей на сильных и слабых, лучше говорить твердо.

Прежде чем приступить к критике, убедитесь, что человек не находится в стрессовом состоянии, не устал. Не критикуйте человека прилюдно.

№2. Узнайте позицию критикуемого

Разговор пойдет более конструктивно, если вы сначала спросите: «Как ты видишь эту ситуацию? Как думаешь, что делать?»

№3. Критикуйте поступок, а не личность

Человек с большей вероятностью изменит свое поведение, если вы ему скажете: «Ты умный человек, но поступил недальновидно», чем «Ты дурак! Сделал глупость!».

№4. Четко излагайте свои замечания

Тот, кого вы критикуете, должен четко понимать, что вы имеете в виду и чего от него хотите. Если вы будете изъясняться общими фразами, человек, скорее всего, пустит все на самотек, мол, «сам не знает, чего хочет!»

№5. Прежде чем говорить о минусах, скажите о плюсах

Если сразу обрушить на человека шквал негатива, включится реакция защиты. Обида или гнев помешают человеку услышать ваш посыл. Сначала скажите о плюсах, только потом – о минусах. Если речь идет о личных отношениях, то разговор о минусах должен быть в форме пожелания.


В личных отношениях соблюдайте правило 7:1. Семь раз похвали, один раз покритикуй!

Особенно это актуально в отношениях с сильным полом. Ни один мужчина не захочет быть рядом с женщиной «плохим» и постоянно подвергаться критике.

№6. Найдите подход!

Если человек тревожен, мнителен, раним, старается быть «хорошим» для всех, критика должна быть максимально мягкой. Если горд и высокомерен – можно пожестче, но не задевая самолюбия. Логику лучше объяснять, раскладывая все по полочкам. Эмоциональному и творческому – в форме образов и рассказов о своих чувствах. Человек с чувством юмора? Пошутите! Самооценка у критикуемого занижена – тут не до шуток. Эгоисту объясните свои требования так, чтобы он увидел в них пользу для себя любимого.

Только цифры
Как люди реагируют на критику?

Совет психолога
Как реагировать на критику

Правило №1. Стоп эмоции! Если в вас сразу вспыхнет гнев или обида, вы не сможете адекватно воспринимать ситуацию. Если критик задевает вашу самооценку, вспомните случай из жизни, когда вы были на высоте и чувствовали себя максимально уверенно. Можно заранее «заготовить» такой случай.

Правило №2. Держите дистанцию между собой и критикующим. Если критикующий переполнен негативом, он может вас «заразить» им. Мысленно поставьте «стенку» между вами. Примите позицию аналитика.

Правило №3. Определите для себя значение критики. Что для вас критика от этого человека? Насколько она справедлива?  Если да, насколько вы можете извлечь из нее пользу? Если нет, каковы мотивы у человека критиковать вас? Может, завидует? Хочет самоутвердиться? Может, человек просто раздражен и устал? А может, он «критикан» по натуре? В любом случае, из критики чаще всего можно извлечь пользу.

Правило №4. Найдите, с чем согласиться, и предложите свой вариант решения проблемы. В любой критике есть рациональное зерно. Лучше, если вы свою речь начнете со слова «да». Например, «Да, я действительно сегодня опоздала на 5 минут». Соглашайтесь не с обобщениями типа «ты всегда опаздываешь», а с частностями «сегодня ты опоздала». Потом предложите решение: «Обещаю вставать раньше на 20 минут и ровно к 8 быть на работе». Умного критика такой подход вполне устроит. Не стоит постоянно оправдываться.


Дорогие читатели!

Не получается наладить отношения в семье?

Задавайте свои вопросы по тел. 23-55-99 для Анжелы Харитоновой.

20 апреля 2011, в 12:17
Другие статьи по темам

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день