Туляк устроил дома мотомузей

Леонид Зякин знает всю историю тульского мотороллера не понаслышке: более пятидесяти «Муравьев» и «Туристов» он хранит в собственном доме!

Леонид Зякин знает всю историю тульского мотороллера не понаслышке: более пятидесяти «Муравьев» и «Туристов» он хранит в собственном доме!


Леонид Зякин на мотороллере «Турист» в своем музее.
Первая слева машина – прототип «Тулы», мотороллер «Дельфин»,
сохранился в единственном экземпляре!

«Муравей» наш, а не трофейный!»

Леонид Павлович мототехникой не увлекается, он ею БОЛЕЕТ. А «выздоравливать» ему помогает коллекция раритетов, которые он сам с величайшими трудностями находит и восстанавливает. В коллекции сейчас более 200 «моторов», среди которых особое место занимают тульские мотороллеры.
Леонид Зякин, коллекционер мотоциклов:
 – Есть популярная в Туле легенда о том, что тульский мотороллер «слизали» с трофейного немецкого. Забудьте!  О каких «трофеях» можно говорить, когда дело было в 1957 году? Никто ничего из «разрушенного Берлина» не вывозил и на Туламашзаводе не разбирал, чтобы потом скопировать и сделать такой же... Все сделали официально, ну, почти официально: купили в ФРГ два «гогороллера» (от названия марки «Goggo-roller» фирмы «Hans Glas GmbH». – Прим. автора) и скопировали их! Во времена «железного занавеса» об авторских правах никто даже не заикался.

«Муравей» – не для людей?

Если двухколесную машину туляки скопировали, то грузовой мотороллер «Муравей» – бренд чисто тульский. Это инженеры «Туламашзавода» спроектировали принципиально новую машину, рабочую лошадку малой грузоподъемности, аналогов которой не было в Европе.
– Потребность в малых перевозках в стране была жуткая, – объясняет Леонид Зякин.
– Детские сады, школы, заводы, столовые, почта... – все нуждались в экономичных машинах, которые могли бы перевозить небольшие грузы на небольшие расстояния. И тульский завод уже в 1962 году выпустил мотороллер «ТГ-200», а с 1969 года – легендарный «Муравей».

В свободную продажу «Муравьи» не поступали: государство не могло позволить, чтобы люди «богатели» с помощью таких машин.

«Муравьи» обслуживали гос-предприятия, а по истечении срока эксплуатации (7 лет) их полагалось резать на металлолом. Единственный мотороллер той поры мне удалось раздобыть в Белевском районе: мужчина, который на нем работал, не стал его уничтожать и тайно привез в деревню. А мог бы за такое запросто сесть в тюрьму... Грузовых мотороллеров выпускалось 20%, а 80% – легковых. А когда в 1989 году запрет сняли, структуру производства пришлось менять с точностью до наоборот...

«Муравей» 1989 года. Выпускали их по 7 тыс. в месяц, но покупатели все-равно выстраивались в очереди! Первый тульский «Т-200», выпущен в единственном экземпляре в 1957 году, – расцветку приказали изменить. Грузовой мотороллер с кабиной: выпущено всего 100 штук, но до сих пор некоторые из них эксплуатируются.

> Кстати

«Муравьиная» жизнь

Тульский мотороллер – это почти сорок лет нашей истории. Вот только несколько любопытных фактов из нее...

Бардачок для... водки

Евгений Щербаков в 60-х годах был начальником Бюро легковых мотороллеров и знает про мотороллеры все.
– На первых «Т-200» бардачок был на переднем крыле. Мы ради шутки сделали бардачок так, чтобы туда могла войти бутылка водки! Но входила бутылка только хорошей водки, «Столичной», которая выпускалась тогда в узких бутылках!

Мотороллер для ВДНХ

В 1960 году «Туламашзавод» выполнил один эксклюзивный заказ по мототехнике: для ВДНХ  был выпущен «трайк» «Т200 – Т»: два колеса спереди, а одно – сзади. Машину назвали «мототакси».  На ней катали туристов по  территории ВДНХ: сзади размещался водитель, а спереди – два пассажира. «Т200 – Т»  выпустили  всего 50 штук...

Начальник Бюро мотороллеров Евгений Щербаков и инженер Борис Романов на пластилиновом мотороллере. 4-х колесный мотороллер  «Пчелка»: разработан Политехническим университетом и «Туламашзаводом»
Разработка 70-х годов: мотороллер-тягач, – легко вытаскивал из грязи автомобиль! Мотороллер с коляской: выпущено в порядке эксперимента 94 штуки, 1971 год. Ни один не сохранился.

> Был случай

Анекдот с вилкой

 Как происходило копирование деталей? Рабочие разбирали определенный узел, а инженер делал чертежи деталей. Когда наши механики разбирали немецкий амортизатор, кто-то случайно погнул клапанную пружину, а инженер так и начертил. Амортизатор сделали – не работает! Немецкий работает как часы, а наш – ни в какую... В НИИ «Мотопрома» в Серпухове ученые несколько дней пытались понять, почему «буржуйская» деталь не дает себя копировать, – так один «раздолбай» заморочил целый институт!

 

11 ноября 2009, в 11:42
Другие статьи по темам

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день