«Наши люди в булочную на такси не ездят!»

Вопреки знаменитой фразе управдомши из фильма «Бриллиантовая рука» недалекая поездка на такси рядовому советскому гражданину была по карману.

Вопреки знаменитой фразе управдомши из фильма «Бриллиантовая рука» недалекая поездка на такси рядовому советскому гражданину была по карману.


1983 год. Самым «крутым» свадебным транспортом считались 24-е «Волги»: белая – для невесты, черная – для жениха. Но чаще всего обходились обычным такси неоригинальной салатовой расцветки.

Шашечки наголо!
Не будем подробно останавливаться на времени, когда по городам и весям шестой части суши бодро подмигивали зеленым огоньком 21-е «Волги», «Победы», 407-е и 402-е «Москвичи»... Заглянем в 70-80-е, где в качестве таксомоторов мирно «пашут», поблескивая кузовами, выкрашенными в салатовый, 24-е «Волги».
Именно машинами ГАЗ-24 во времена развитого социализма комплектовались единые городские службы такси. Заказать авто к подъезду можно было по телефону 057 (позже 24-00-00), но дозвониться по нему было практически невозможно. И даже если на другом конце провода отзывался диспетчер, рассчитывать на скорое прибытие таксомотора не приходилось. Помню, под Новый год мы ждали такси … четыре часа!
Повышенная востребованность такси была обусловлена довольно «гуманной» ценой: 20 копеек за посадку, 20 – за километр пути и рубль за час ожидания.


Даже при невысокой зарплате в 90-110 рэ. человек вполне мог позволить себе несколько поездок в месяц. Но – не позволял.


Люди отказывались от такси не только из экономических, но и из идеологических соображений: «такси – это роскошь буржуазная», «а что соседи подумают».
«Я таксёр, я мастер, я летаю»…
Во времена всеобщего дефицита профессия таксиста по «престижности» стояла в одном ряду с профессиями продавца пива и официанта. Опытный таксист всегда зарабатывал гораздо больше высококлассных специалистов (некоторые – больше тысячи рублей в месяц) и имел нужные знакомства.
Именно эти самые знакомства помогали некоторым водителям таксомоторов, когда вся страна жила по талонам, наладить торговлю водкой и бутылочным пивом. На линию такие «бутлегеры» не выходили – денег хватало и на хлебушек с икоркой, и на то, чтобы заплатить милиции, которая практически в открытую их крышевала.
Прибыльным делом, на которое решались наиболее отчаянные, была  езда «на дальняк», в том числе – в братские республики. Оттуда привозили разные товары – от узбекских дынь до дефицитных ковров, сапог, косметики и т. п. Реализовал – вот тебе и солидная прибавка к зарплате.
По словам знающих, советский таксопарк являл собой некую модель капитализма, где многое было построено на деньгах. Определенные суммы «отчинялись» водителями механикам, мойщикам, кассиршам, диспетчерам и пр. На все была такса. Поменять сцепление –  6 руб., рессору сделать – 2 руб.
Знакомый рассказал мне такую историю про таксопарковских умельцев. Однажды ему предложили взять машину, у которой целым был один кузов, пообещав сделать все остальное. И сделали, причем всего за неделю, взяв за все про все около 300 рублей. Он на этой машине потом еще лет пятнадцать с удовольствием ездил…

Отдельное спасибо начальнику службы качества одного из тульских такси Олегу Ивановичу Бекетову за помощь в подготовке материала.


Мерно тикающий счетчик определял цену поездки с точностью до копейки.

> Конкурс!
Фото-ностальжи

Приз Фотоаппарат и «слободская» кружка

У вас сохранились любительские сюжетные фото свадеб 50-80-х, на которых вы счастливый молодожен или гость? Присылайте фотографию со своей ностальгической историей! Автор самых ярких  снимков получит приз! Итоги конкурса мы подведем в декабре.

Пишите по адресу: Тула, пр. Ленина, 116, 1-й эт. или на koroleva@myslo.ru.


Ах, эти дамы с огоньком

Своими воспоминаниями делится тулячка Наталья Рябова, водитель такси с 1978 года:

– Двадцать лет мне было, на Кировском заводе работала. Вызвали однажды в комитет комсомола и говорят: «Так, мол, и так, партия постановила сформировать женскую молодежную бригаду водителей такси. Вот тебе комсомольская путевка, и – вперед!» Строгая медкомиссия отобрала всего 28 девушек. Полгода обучали водить, месяц ездили с наставником, и только после этого мы стали выходить на линию. Пошили для нас форму  – темно-синие пилотки, такого же цвета пиджаки с юбками и голубые рубашки с коротким рукавчиком. Придешь одетой по-другому – отправят домой.

В таксопарке было тогда, в 78-м, 400 машин, на каждой работали по три человека. Коллектив отличный! Если кто по рации попросит о помощи – неслись на всех парах, даже с пассажирами!

Пассажиров полагалось сажать только на официальных стоянках, которых в Туле было несколько – две у вокзалов (автовокзала и Московского), на углу Пузакова и Октябрьской, на Калинина и возле Центрального рынка. Но брали клиента и «от бордюра» – если идешь свободным, а он голосует. Брали не всех подряд, а тех, кто внешне выглядит кредитоспособным и адекватным. Сколько по счетчику «натикало», столько и брали. Рубль двадцать – значит, рубль двадцать, другое дело, клиент часто сдачи не требовал – «на чай» давал. Зарабатывали, в основном, на «подсадке». Везли, допустим, одного пассажира и по его согласию по пути подбирали другого.


1980 год. Тульский комсомольско-молодеж­ный экипаж: Ирина Овсянникова и Наталья Рябова.



Если с диспетчером дружишь, он тебе мог денежный заказ подбросить. Свадьбу обслужить или из роддома мамочку с малышом забрать. Тогда за девочку водителю давали пятерку, а за пацана – целых десять рублей!

Очень мне нравилось еще, когда посылали почту развозить. В те годы и газет люди много выписывали, и письма друг другу часто писали, поэтому поч­тальонам иногда сумку не то что носить, поднять было трудно. Ну и нанимало государство такси. На лобовое стекло, в уголке, наискосок наклеивалась белая бумажная полоска, которая становилась своеобразным пропуском «везде». Мы могли проехать даже под запретительный знак, и милиция не останавливала.

…К сожалению, всего через несколько месяцев от нашей женской бригады осталось меньше половины. Работа-то ведь сложная, нагрузки большие – и физические, и нервные. А несколько девчонок вышли за таксистов замуж, в том числе и я. Сын пошел по нашим стопам – тоже водителем такси стал.

 

8 сентября 2009, в 17:37
Другие статьи по темам

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день