1. Моя Слобода
  2. Новости
  3. Архив
  4. Друзья-однополчане - Архив Тульских новостей - MySlo.ru
Друзья-однополчане

Друзья-однополчане

В майских номерах «Слободы» была опубликована история под названием «Фронтовичка». Можете представить себе моё изумление, волнение и радость, когда я прочитала, что командиром этой фронтовички был мой отец Семёнов Виктор Семёнович, а её лучшей подругой на фронте была моя мама Валентина Шахова (по мужу Семёнова). Благодаря  «Слободе» мне удалось встретиться с дочерью фронтовички Ольги Наумовой.

В майских номерах «Слободы» была опубликована история под названием «Фронтовичка». Можете представить себе моё изумление, волнение и радость, когда я прочитала, что командиром этой фронтовички был мой отец Семёнов Виктор Семёнович, а её лучшей подругой на фронте была моя мама Валентина Шахова (по мужу Семёнова). Благодаря  «Слободе» мне удалось встретиться с дочерью фронтовички Ольги Наумовой.


25 июня 1945 г., Венгрия. В. Семёнов и В. Шахова.

Инна Кузнецова (Семёнова).

Встреча детей фронтовиков

Она пригласила меня к себе в гости и, трудно в это поверить, мы встретились с ней как родные сёстры. Мы говорили о наших родителях и не могли наговориться – хотелось как можно больше узнать и рассказать и своих родителях.

У наших матерей было много общего – обе родились в центре Тулы, учились в соседних школах, ходили рыть оборонительные рвы, окопы и траншеи вокруг Тулы, обе без колебаний отправились добровольцами на фронт, где прошли сквозь ад Сталинграда и Курской дуги. И только в конце войны их пути разошлись – Ольге пришлось вернуться в Тулу.

Начало любви

Историю любви моих родителей я восстанавливаю по их письмам и скупым рассказам, кое-что я узнала от их друзей, уже когда стала взрослой.

Мои родители впервые встретились, когда отряд добровольцев из Тулы предстал перед капитаном Семёновым, выпускником военного училища. Он был молод, хорош собой, и все девчонки мгновенно в него влюбились. Да и он с удовольствием осмотрел строй юных бойцов – одна другой краше! И вдруг его глаза наткнулись  на два серебристых клинка, споткнулись, перескочили через эти клинки и вновь вернулись к ним: «Какие глаза! Сроду таких не видел. А девушка! Разве такие бывают в реальной жизни? Я думал, что таких можно увидеть только на экране в кинотеатре. А она стоит как ни в чём не бывало и пронзает меня своими острыми глазами-клинками. Что-то сердце даже заболело, но как сладка эта боль…»

Примерно так подумал капитан Семёнов при первой встрече с Валей Шаховой. Она, конечно, выделялась из общей массы. И не только классической красотой, строгими чертами лица, умными глазами, стройной подтянутой фигурой, но и собранностью, организованностью, умением распределить обязанности, навести не просто порядок, а создать уют и комфорт, насколько это было возможно в полевых условиях. Они с Геней Кельманом стали опорой Виктора Семёновича по бытовым вопросам. Вот и повод у него появился частенько вызывать к себе Шахову, как говорится, «для доклада». Но дальше этого дело не шло – наступили самые тяжёлые дни, когда с ноября 1943 года наши войска начали стягивать кольцо вокруг армии Паулюса. Ноябрь, декабрь, январь – самые суровые месяцы русской  зимы – они находились под постоянным обстрелом с земли и с воздуха. Валентина, вспоминая это время, всегда говорила: «Без Виктора  я бы не выжила».

– Вот за что его все любили! Был строг, но напрасно людей в пекло не бросал, берег жизнь каждого, для каждого умел найти доброе слово, старался каждому хоть в чём-то помочь.

И только когда 31 января 1943 года Паулюс капитулировал, Виктор решился признаться Валентине в любви. Она очень спокойно ответила:


«А я с первого взгляда поняла,
что ты – моя судьба и что впереди
у нас долгая и счастливая жизнь».


Виктор даже задохнулся от счастья: «Валечка, ты согласна стать моей женой?»

«Сразу после Победы».

–  Ну… – разочарованно протянул он. Это было единственное разочарование, потому что во всём остальном Валентина оказалась на высоте. О такой жене можно было только мечтать. Ох, как он её ревновал! Понимая, что она достойна лучшего на земле мужчины, он переживал, когда ей оказывали знаки внимания высокие чины.

«Глупенький, – успокаивала его Валентина. – Разве в чинах дело? Для меня нет человека роднее и ближе тебя. Я тебе доверяю полностью и безоговорочно. За тобой я – хоть на край света!» 

Тяжело об этом писать, но папа рассказывал, что Красная армия несла огромные потери из-за недальновидности и тактической неграмотности командиров. Когда 12 мая 1942 года была предпринята попытка освободить занятый немцами Харьков, в бой была брошена пехота практически без танкового подкрепления. Это наступление закончилось разгромом трёх армий Юго-Западного и Южного фронтов. Немцы объявили, что взяли в плен 200 тысяч русских солдат, а погибших было значительно больше.

Капитан Семёнов, несмотря на молодость, умел просчитывать заранее все ходы, он старался сохранить жизнь людей, избегая неоправданного риска.

Передо мной лежит потёртая фотография, сделанная в сентябре 1943 года уже после Сталинграда и Курской дуги. На оборотной стороне надпись: «Взгляни и вспомни Волоконовку Курской области и имена бойцов, выживших в смертельной схватке с врагом: Галя Блюдина, Полина Краснощек, Сеня Бейлин, Валя Шахова, Оля Наумова, Зина Сворянникова, Маруся Кондрашева, Валя Проскурякова». Мы, ваши потомки, никогда не забудем ваш подвиг!

После войны Виктора Семёновича перевели из сухопутных войск на Военно-морской флот и отправили в Калининград (бывший Кёнигсберг). Здесь появилась на свет я. Всё моё детство было связано с Балтикой. Как я любила шум прибоя, мачты кораблей, папину красивую форму! Мы  жили в Калининграде по-царски. Мама устраивала приёмы для офицеров и их жён, сама наряжалась в панбархатные платья и украшала себя бриллиантами. У неё была персональная портниха. Отец гордился своей красавицей женой и никогда не жалел денег на её наряды.

Она была идеальна во всём. Дома – ни пылинки, сама всегда красиво причёсана, у мужа каждый день свежие рубашки и носки. И меня она приучала с ранних лет к порядку, воспитывала хороший вкус, учила манерам. Заметив, что у меня абсолютный слух, родители отправили меня в музыкальную школу.


Когда я начинала ныть и капризничать,
отец говорил: «Вырастешь – вспомнишь нас добрым словом». 
Как он был прав!


Я хоть и не стала профессиональным музыкантом, зато научилась любить и понимать музыку. Я до сих пор с удовольствием играю на аккордеоне, а пять лет тому назад освоила гитару – это теперь мой самый любимый инструмент.

Вспоминая своё детство, я всегда говорю: «Моё детство не было золотым, оно было бриллиантовым». В нашем доме царила атмосфера возвышенной любви. Я была окружена лаской, заботой, вниманием. Родители никогда не повышали голос ни друг на друга, ни на меня, но папа очень старался быть строгим. Давая мне какое-нибудь задание, он всегда добавлял по армейской привычке: «Выполнить и доложить», а у самого в глазах были смешинки.

Каждый год мои родители ездили в Тулу, где встречались со своими друзьями-однополчанами, некоторые из них приезжали к нам в Калининград.

Окончание следует.

 

Друзья!

Рассказать на страницах «Слободы» свою историю может каждый из вас.
Пишите и присылайте письма с пометкой «Моя история» по адресу:
300026, Тула, а/я 1431; на [email protected].

 


на правах рекламы


на правах рекламы


на правах рекламы

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Дзен

18 июня 2013, в 20:42 0
Другие статьи по темам
Прочее
 

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.

Только главные новости!

Получай уведомления от Myslo.ru о самых важных событиях.