1. Моя Слобода
  2. Новости
  3. Архив
  4. Прогулки по Туле: Демидовская Плотина, улица Епифанская - Архив Тульских новостей - MySlo.ru
Прогулки по Туле: Демидовская Плотина, улица Епифанская

Прогулки по Туле: Демидовская Плотина, улица Епифанская

«Слобода» продолжает серию публикаций «Прогулки по Туле» (начало в №18 от 2 мая). Редакция вместе с историком-краеведом Александром Лепехиным предлагает вам, дорогие читатели, прогуляться по тульским улицам, переместившись во времени на много лет

«Слобода» продолжает серию публикаций «Прогулки по Туле» (начало в №18 от 2 мая). Редакция вместе с историком-краеведом Александром Лепехиным предлагает вам, дорогие читатели, прогуляться по тульским улицам, переместившись во времени на много лет назад. «Прогулки по Туле» – это исторический городской путеводитель, который можно вырезать, сложить в удобную книжку и собрать целую подшивку, чтобы потом показать гостям, детям и внукам, изучая историю Тулы!


Александр Лепехин

Демидовская Плотина,
улица Епифанская

Ну что, дорогие читатели, продолжим наши прогулки? Сегодня мы с вами с удовольствием прогуляемся по улицам Демидовская Плотина и Епифанская. Это редкие улицы в Туле с сохранившейся на них старой деревянной застройкой. Насладимся видами! Итак, с улицы К. Маркса мы вышли на улицу со странным названием Демидовская Плотина.

Первоначально эта улица так и называлась, затем ее назвали Чулковская, после Привокзальная, из-за близости к Ряжскому вокзалу, и только в 1992 г. Демидовская Плотина вернулась на уличные аншлаги.

В XVIII веке здесь была плотина и большой завод. А было это так. В 1696 г. царь Петр, тогда еще не Великий, искал возможности развивать собственную промышленность. Цель, как всегда, догнать и перегнать. Центром оружейного, тогда еще кустарного производства была Тула. Порядок тогда был такой: кузнец с подмастерьями на своем дворе в мастерской делает оружие, железо для которого плавили тут же в Туле, из дедиловской руды, затем несет его на Оружейный двор, там у него его принимают царские чиновники и тут же оплачивают работу. Некоторые кузнецы расширяли производство и брали больше подмастерьев и нанимали кузнецов. Одним из них был Никита Демидов сын Антюфеев. Царь Петр дал ему образец иностранной алебарды и заказал ему таких же 300 штук. Через месяц Никита привез их. Царь остался доволен, дал ему иностранную фузею и спросил: «А такую сможешь сделать?» – «Смогу!» – сказал кузнец и сделал. Тут же царь издал Указ о выделении Демидову нескольких десятин земли в Малиновой засеке у реки Воронки, рудников для добычи руды и земли в Туле под строительство завода.


Здание «Водоканала» на Демидовской Плотине, бывшая Пробная палата.

Оружейное дело

Никита Демидович Антюфеев, который стал впоследствии Демидовым в угоду царского к нему обращения «Демидыч», плотиной перекрыл речку Тулицу, и получился большой пруд. Поставил домны и вододействующие машины (других тогда не было), мельницу и тут же построил свой двухэтажный дворец.

Уже имея тульский опыт и опираясь на тульских специалистов, Демидов строил нашу промышленность в Пермском крае и на всем Урале. Поэтому тульские фамилии в тех краях не редкость.


Демидовская Пл., 37. Дом середины XIX века, бывшая школа, училище, ныне – профлицей.


Демидовская Плотина, 39.

В 1779 году, когда учреждалась Тульская губерния, в Демидовском дворце на Тулице был устроен пышный бал с невиданной в Туле забавой – фейерверком.

В конце того же года Демидовский завод с дворцом был куплен в казну. В 1780 г. плотину прорвало, ее решили не восстанавливать. В 1781 г. во дворце хотели сделать резиденцию губернатора. Но после прорыва плотины все строения в половодье подтапливало. От идеи отказались.


Демидовская Пл., 43: библиотека, бакалея, штаб армии. В мае этого года это старинное здание было продано.

В 1782 г. дворец и завод разобрали на стройматериал, который был использован для строительства на этом месте корпусов ТОЗа. Один из них стоит и сегодня это построенная на месте демидовской конюшни Пробная палата. Была перестроена в 1830 г. Тут до середины XIX века пробовали на прочность заготовки стволов ружей. Заряжали усиленным зарядом пороха и выстреливали, если ствол выдерживал, его отправляли на дальнейшую обработку. Стены этого дома выложены из кирпича дворца Демидова.

Кстати, трамвайные пути на Демидовской Плотине были проложены в 1930-е годы не для пассажиров, а для грузовых перевозок. Возили грузы на хлебозавод №1, который размещался в районе дома №23.


О доме на перекрестке Демидовской Плотины и ул. Пролетарской мало что известно.

Выходим на перекресток с улицей Пролетарской. Слева дом №43, двухэтажный, каменный, начала XIX века. С начала ХХ века принадлежал купцу Иванову.

2 февраля 1902 г. в доме была открыта публичная библиотека №1, на втором этаже был читальный зал. В течение первой недели работы в библиотеку записалось 1065 человек, среди них более 200 детей, и 160 человек – в читальный зал. В 1909 г. библиотеку перевели в другое здание Веневской улицы. В 1920-е г. здесь был частный бакалейный магазин Листова. В годы Великой Отечественной войны размещался штаб 50-й армии генерала И. В. Болдина.

Справа дом №31. О нем мало что известно. Его постоянно использовали под торговлю, в 1950-60-е годы в нем был универмаг, реклама которого попала в кадр любимого мною фильма «Евдокия».

Площадка

На перекрестке с Пролетарской (тогда Веневской) улицей раньше была торговая площадь. Но так как она была небольшая, ее называли Торговая площадка, а потом просто Площадка. После революции  ее большей частью застроили. И даже часовня во имя Равноапостольного князя Владимира на Чулковской площади (1910 г. постройки) стала жилым домом (ныне ул. Степанова, 23).

Переходим на другую сторону Пролетарской. В доме №56 в 1920-е г.  находилась аптека №10, много лет ее управляющим был фармацевт Люблин. В ноябре-декабре 1941 г. здесь размещались штабы 154-й стрелковой дивизии и 32-й танковой бригады. Ныне тут Полиция общественной безопасности.


Ул. Епифанская, 56. Полиция общественной безопасности.
  
Ул. Степанова, 23, бывшая часовня на Чулковской площади.

Епифанская

Далее начинается улица Епифанская. Название улицы не изменялось с самого ее начала. Это была дорога на Епифань, далее на г. Михайлов и на границе Тулы была Михайловская застава. Левая, нечетная сторона улицы полностью утрачена. На четной старая застройка осталась только от Пролетарской до ул. Кирова.

Из утраченного можно упомянуть магазины времен НЭПа: бакалейные магазины Фатеева и Фалетова, Слободское кредитно-сельско-хозяйственное товарищество им. М.И.Калинина, бакалейный магазин Церабкопа (Центрального рабочего кооператива),  был постоялый двор Люсня и Суконкина с трактиром.

Пекарня

На перекрестке Епифанской ул. и Кирова (бывшей Щегловской) стоит примечательный двухэтажный дом №126. Об этом доме и его обитателях подробно и хорошо рассказала тулячка Мариана Ефимова.

«Двухэтажный бревенчатый дом на пересечении с улицей Кирова хотя и пострадал от пожара, но по-прежнему привлекает внимание. Дом представляет собой смешанное деревянно-каменное строение. Весь внешний облик дома говорит о том, что строился он не только как жилое помещение. По расположению окон видно, что жилым был второй этаж, а первый служил складским помещением с широким входом со стороны улицы Епифанской. В кирпичной части дома, которую уже много лет туляки знают как магазин, была пекарня. Сейчас трудно представить, но до революции здесь вовсю кипела работа: сеялась мука, замешивалось тесто, выпекались вкуснейшие «тычки» и пеклеванки, пользовавшиеся большой популярностью у жителей Чулкова.

Дом соединен воротами с небольшим одноэтажным флигелем, и адрес они имеют общий – Епифанская, 126. Здесь нет никакой ошибки. Хотя уже много лет у дома и флигеля разные хозяева, когда-то они были частью поместья, включавшего в себя и другие хозяйственные постройки, конюшню, а также сад с беседкой. В настоящее время в глубине двора есть еще два флигеля.

Под средним – настолько глубокий подвал, что детишки во время весеннего половодья катались там на бочках. И это после того, как во время войны он наполовину был засыпан землей! В потолок были вбиты большие крюки, вероятно, подвал когда-то использовали для хранения мяса. А чулковские старожилы помнят и название этого дома-магазина – «Домарь», которому перешло имя его бывшего хозяина Ильи Герасимовича Домарева. Это название надолго сохранилось в памяти людской, несмотря на то, что после революции пекарня ему уже не принадлежала.


Ул. Епифанская, 126. Фото 80-х годов прошлого века.


Этот же дом, так он выглядит сейчас.

Домаревы

Родился Илья Герасимович Домарев в 1887 году в семье крестьян деревни Казарино. Он был вторым ребенком у Герасима Ивановича и Ксении Игнатьевны Домаревых, но семья продолжала расти, и подросшего Илью родители отправили в Тулу, где пристроили на работу в пекарню. Мальчик оказался удивительно сметливым и хозяйственным. Он не стал пекарем, но за годы работы в пекарне сумел сделать сбережения и усвоил тонкости ведения хозяйства. Первый небольшой дом с пекарней, который приобрел Илья, находился в районе Благовещенской церкви. Дела пошли успешно, и впоследствии он приобрел поместье в Чулковской слободе.

Так бывший крестьянин стал городским жителем, владеющим небольшим собственным предприятием и торговой лавкой, то есть в части предпринимательской деятельности уравнялся в правах с купечеством.

Это стало возможным благодаря российскому своду законов 1910 года издания, который закрепил равенство всех сословий на занятие предпринимательской деятельностью. В примечании №1 к 532 статье говорилось: «Лица, не принадлежащие к купеческому сословию, могут выбирать указанные в сей (532) статье промысловые свидетельства с сохранением настоящего их звания или с перечислением в купечество».

Живя в городе, не забывал Илья Домарев свою деревенскую родню. Семья за это время очень выросла. В 1905 году у Герасима Ивановича и Ксении Игнатьевны родился последний десятый ребенок – дочь Александра. Постепенно подрастающие братья и сестры начали перебираться в Тулу. Всем Илья Герасимович помог встать на ноги, предоставлял жилье в своем доме. Изредка и сам наведывался в родную деревню. Он был богатым женихом. И, несмотря на неказистую внешность, именно за него выдал замуж красавицу дочь казаринский староста Федор Шаев. В доме на Епифанской появилась молодая хозяйка Клавдия Федоровна. Будние дни были заполнены хозяйственными хлопотами, а в праздничные чета Домаревых на собственном выезде направлялась в Щегловский монастырь.


На Епифанской до сих пор видна булыжная мостовая.

Расположение пекарни было удобным, так как на пересечении улиц Епифанской и Веневской располагалась знаменитая Чулковская площадка с лавками и магазинчиками. Среди них и хлебная лавка Домарева, привлекавшая покупателей ароматом свежей выпечки. Сюда, вниз по улице, мощенной булыжником, на подводе привозили свежий хлеб.

А торговал хлебом в лавке Домарева Василий Пронюшкин, недавно вернувшийся с Первой мировой. Пройдут годы, он женится на Александре Домаревой – младшей сестре своего бывшего хозяина, у них родится дочь Валентина. Именно она поможет восстановить утраченные родственные связи, щедро поделится со мной воспоминаниями, многие из которых изложены в этой работе.

После революции пекарня была закрыта, ее помещение переоборудовано под магазин. Сам Илья Герасимович Домарев в годы сталинских репрессий был арестован и погиб в лагерях. Его жена и дети пережили войну, эвакуацию. Клавдия Федоровна умерла в 1969 году и похоронена на центральной аллее Чулковского кладбища на семейном участке Домаревых. Их внуки и правнуки и сейчас живут в Туле».


Дорогие читатели!

Хотите предложить свой маршрут для исторической прогулки по родному городу?
Звоните 23-55-99, пишите на
[email protected]

Главные новости за день в нашем Telegram. Только самое важное.

Перейти в Telegram

17 июля 2012, в 15:55
Другие статьи по темам

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.