На премьерный показ в Ясную Поляну приехал режиссер фильма «Фауст» Александр Сокуров.
Александр Сокуров включен в число 100 лучших режиссеров мирового кино за 100 лет кинематографа.
Сергей Гусев.
Фото Андрея Лыженкова.
Фестиваль «Сад гениев» открылся последней большой работой Александра Сокурова, удостоенной в прошлом году на кинофестивале в Венеции «Золотого льва» с формулировкой «Фильм, меняющий навсегда каждого его посмотревшего». «Фауст», которого увидели тульские зрители, – завершающая часть тетралогии Сокурова о власти, в которую также входят фильмы «Молох», «Телец», «Солнце».
Толстому не нужен проводник
– Александр Николаевич, успели получить какие-то впечатления от знакомства с Тулой?
– К сожалению, их практически нет. В Туле я никогда не был, и сейчас мы проехали в объезд. А утром уезжаем, у нас дела в Петербурге. Не получится в этот раз познакомиться с городом.
– Не было ли у Вас задумки экранизировать Толстого?
– Нет. Это огромная фигура и тяжелые большие сюжеты, которые просто так не переносятся на экран.
– Вы вообще не любите экранизации?
– Я считаю, что литература самодостаточна. Ей не нужен свой проводник или переводчик, который будет что-то объяснять. Слава Богу, она прекрасно проживет без нас – без режиссеров и без кино.
О Фаусте и Японии
– Насколько Ваш «Фауст» близок к произведению Гете?
– Он не является экранизацией, но в достаточной степени передает текстовой смысл произведения. Для людей, привыкших к чтению, это очень интересная картина. А вот человеку, для которого чтение – чужеродное действие, картина будет казаться сложной.
– Часто удается показывать его в России?
– Прокат шел очень хорошо во многих городах страны. Сибирь, Дальний Восток, сейчас вот Тула. Я доволен тем, что было очень много молодых зрителей, школьников. Теперь решается, на каком канале будет телевизионная премьера для нашей страны.
– В декабре 2011 года от имени японской императорской семьи вам был вручен Орден Восходящего солнца с золотыми лучами. Вас называют одним из главных российских японофилов сейчас. Согласны с этим?
– Просто мне интересна эта деликатная культура. Культура Европы, России иногда неделикатна. А японская культура находит какое-то свое место в жизни людей. Мне это кажется важным для нашего времени – не воевать, не расталкивать друг друга, а чувствовать рядом личность, чувствовать традицию.
Из досье «Слободы»
Александр Сокуров режиссер, сценарист.
Родился 14 июня 1951 г.
Лауреат Государственных премий РФ, заслуженный деятель искусств РФ, обладатель «Золотого леопарда» МКФ в Локарно за особый вклад в мировой кинематограф.
43 раза
фильмы Сокурова номинировались на призы
самых престижных киноконкурсов, из которых
26 раз
одерживали победу.