Так ласково прозвали красноармейцы прошедший всю войну знаменитый ГАЗ-67. А у нашего земляка «ХБВ» есть. И на ходу!
Реставратор старинных автомобилей Илья Агеев: «Прошел всю войну, одолеет и тульские дороги!»
Сергей Стариков.
Фото Сергея Киреева.
У каждого автомобиля есть свое «лицо». ГАЗ-67, он же «хочу быть «Виллисом», он же «блоха-воин» и он же «пигмей». Это трудяга, уверенно стоящий на широко расставленных ногах-колесах! Внешность не обманчива – именно таким он и был в годы Великой Отечественной войны, чем заслужил искреннее уважение фронтовиков.
ГАЗ-67 был вполне надежен, использовался в любую погоду и на любой местности. В основном применялся в качестве штабного и разведывательного автомобиля. А еще «пигмей» перевозил пехоту, вывозил раненых с поля боя и таскал на себе легкие артиллерийские орудия…
Сейчас такой раритет – предмет желания многих коллекционеров и даже любителей трофи-рейдов. Да-да, несмотря на преклонный возраст, за счет легкого корпуса он справляется с такими буераками, где иногда пройдет не каждый современный джип!
Недавно обладателем подобного отреставрированного ГАЗ-67 стал один из жителей Тулы. Восстанавливали его тоже наши земляки, Илья и Владимир Агеевы. Между прочим, на счету умельцев уже не один десяток возвращенных к жизни автомобилей!
«В среднем на одну машину у нас уходит примерно год, – рассказывает Илья Агеев. – При этом стараемся максимально полно сохранить «родные» заводские детали. Но обычно у подобных старичков прогнивший кузов, и поэтому многое восстанавливаем с нуля.
Точность и максимальная аутентичность оригиналу очень важны. Ведь делать нужно так, чтобы человек сел за руль и сразу ощутил себя перенесенным в другую эпоху! Поэтому второе рождение «блохи-воина» началось с заказанных в самарском архиве ГАЗа чертежей и последующей кропотливой работы в мастерской.
Этап восстановления ГАЗ-67: машину реставрировали по оригинальным заводским чертежам.
После реставрации автомобиль обрел вторую жизнь и... сразу же отправился на выставку в Тульский кремль.
– За больше чем полвека многие детали пришли в негодность, – говорит Владимир Агеев. – Работать пришлось практически с нуля. Но движок удалось оставить заводской – благо тогда делали, что называется, на совесть…
Двигатель ГАЗа достоин отдельного упоминания. Несмотря на сотни тысяч километров пробега (а там, кто знает, может он и войну видел!), он по-прежнему вполне себе резво бегает! Как объяснили реставраторы, здесь простая, но практически «неубиваемая» конструкция. Причем работает на абсолютно любом бензине и масле – просто заправляешь и едешь!
– Как-то раз был случай, – вспоминает Владимир. – Приехали за древним автомобилем, который четверть века простоял на огороде. Нам хозяин рукой куда-то в заросли машет – мол, «там стоит, забирайте», а автомобиль реально не видно. И что вы думаете, притащили мы этого «старичка» в мастерскую, заправили, кинули клеммы с другого аккумулятора – и завелся. Вот такие машины раньше делали!
Движок. Бензиновый, 54 «лошадки», разгоняется до 90 км/ч. Аппетит умеренный – 15 л на 100 км.
ГАЗ-67 выпускали на заводе им. Молотова с 1943 по 1953 год. Всего с конвейера сошло 92843 автомобиля.
Нехитрое крепление позволяло опускать лобовое стекло, что помогало при маскировке.
Оптика на ГАЗ-67 проста: только фары-глаза. И никаких поворотников – тогда их еще не придумали!
Рычаги управления – в брезентовых мешках, на приборной панели – полный минимализм.
Друзья!
Собрали машину из подручных средств?
Сделали классный тюнинг или вернули жизнь раритету на колесах?
Звоните по тел. 23-55-99.
Сергей Стариков,
корреспондент