Самокатчики на «электричках» раздражают, казалось бы, всех! Бесят пешеходов и водителей автомобилей, активно не нравятся ГИБДД и из-за конкуренции на велодорожке — велосипедистам. Выслушали мнения и тех и других.
Почему они бесят?
Потому что почти бесшумны и непредсказуемы. Ну, возможно, это легко решить, установив на самокат звонок, как на велосипеде?
Скорость у самокатчика хоть и небольшая, но при столкновении с пешеходом будет очень больно всем. В 2022 году в стране зарегистрировано 620 наездов самокатов на пешеходов, к счастью, смертельных случаев нет. К чему эта статистика? Пешеход — тоже участник дорожного движения. И тоже должен быть внимателен, даже на тротуаре.
Юлия приехала погулять по Казанской набережной в Туле:
Юлия
— Самокатчики нарушают ПДД, ездят в местах, где гуляют люди с колясками. Мы из Новомосковска, город у нас небольшой, но самокатчиков стало слишком много. Самокаты есть самые разные: аккумуляторные, самоходные. В Правилах дорожного движения как? Если мы пересекаем переход, надо спешиться. А они сквозь толпу едут. Очень много подростков на самокатах. Мне это не нравится, возмущает даже! У самокатчиков скорость больше, чем у велосипедистов, они лавируют между пешеходами, могут же запросто не справиться с управлением. Как решить проблему? Считаю, им нужно выдавать права или что-то типа экзамена, с ними нужно проводить беседы, объяснять, что в общественном месте нужно относиться друг к другу с уважением!
Смотрела по телевизору, как у одного мальчика загорелось что-то в самокате. Он даже ожог получил! Считаю, эти самокаты очень опасны. Я стараюсь идти там, где их нет. Велосипеды — другое дело: там и физическая нагрузка, польза есть. И понятно, как они двигаются.
Александр
— Я сам не катаюсь на самокате, но хотел бы. Времени нет, и проблематично пользоваться приложением. На дорогах самокаты мне не мешают, хотя многие на них жалуются. Для автолюбителей самокаты — сезонная проблема, а для пешеходов нет: самокатчиков не так много. Я сегодня прошел из Пролетарского района до «Глобуса», и от «Глобуса» к центру. За три часа маршрута увидел только трех человек на самокатах. Конечно, можно построить велодорожки, но в России такой климат, что зимой, весной и осенью это все удовольствие недоступно. То есть как только плохая погода, самокаты, велосипеды, сегвеи — это все исчезает.
Валерия Кулькова
— Электросамокаты могут быть проблемой и для пешеходов, и для водителей. Считаю, нужны правила для водителей самокатов, в том числе нужно прописать их ответственность за аварийные ситуации. Нужна инфраструктура, выделенные дорожки, чтобы все — и самокатчики, и пешеходы, и велосипедисты — могли чувствовать себя безопасно.
Мы катаемся аккуратно!
Рома
— Я использую самокаты, чтобы добраться до определенного места. Они мне нравятся за удобство в управлении и адекватную цену аренды. Знаю о негативном отношении пешеходов к электросамокатчикам, но не считаю, что я один из тех, кто его вызывает. Я очень аккуратно езжу по тротуару и вряд ли могу кому-то помешать.
Из ПДД знаю про ограничение скорости и про переход дороги исключительно пешим шагом. Слышал о поправках в Правила, относящиеся к электросамокатам. Но как узнал, что они не относятся к шерингу самокатов Whoosh, выкинул из головы.
Саша
— Сам я не местный, электросамокатами пользуюсь, только когда приезжаю в Тулу к друзьям. Люблю их за то, что можно быстро добраться до нужного места за небольшую цену. К негативному отношению к самокатчикам отношусь с пониманием — ведь многие ездят по тротуару быстро или совершают резкие повороты, например. Всё это может пугать и раздражать людей, особенно пожилых. Но сам езжу аккуратно, в столкновения с пешеходами ни разу не попадал и с самоката не падал. Я считаю, нужно уважать пешеходов и концентрироваться на своем движении, дабы избежать аварии.
Александр
— Пользуюсь электросамокатами всегда, когда гуляю, то есть практически каждый день. Они приятны в использовании. За короткое время, не напрягаясь, можно объехать множество мест в городе. Очевидно, что самокатчики раздражают пешеходов, многие едут в толпе людей, объезжая каждого человека на высокой скорости. Это создает риск аварии. Лично я стараюсь быть аккуратным и не думаю, что причиняю дискомфорт пешеходам, хотя пару раз не замечал препятствия и чуть не падал с самоката.
Я проходил тест на знание ПДД об электросамокатах на отлично. Знаю, что нельзя ехать быстрее 25 км/ч, переезжать дорогу на электросамокате и предпочтительнее пользоваться велодорожкой. А если ее нет — двигаться по тротуару.
Лиля
— Использую электросамокаты почти каждый день. Нравятся они за то, что не нужно сидеть в тесном, жарком общественном транспорте или платить большие деньги за такси, а можно за невысокую цену доехать до нужного места с ветерком. Я ни разу не сталкивалась с негативом со стороны пешеходов, возможно, потому что аккуратно езжу по тротуару и стараюсь никому не мешать. За два лета езды на самокатах ни разу не попадала в какие-либо аварии.
Олег
— Катаюсь на электросамокатах очень редко, примерно раз в год. Нравятся они за то, что можно развеяться и отдохнуть, спокойно передвигаясь по городу. Не слышал про напряги между пешеходами и самокатчиками. Сам я больше пешеход и ни разу не испытывал ненависти к людям на электросамокатах.
По тротуару, велодорожке или обочине?
В отдельную категорию транспортных средств самокаты и прочие средства индивидуальной мобильности выделили недавно. Постановление Правительства РФ № 1769 вступило в силу 1 марта 2023 года. В этой категории теперь: электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства.
Myslo недавно подробно рассказывал о том, какими законами регулируется езда на электросамокатах. Разъяснения читайте здесь:
Кому, где и как можно ездить на электросамокатах: юридический разбор Myslo
Напомним вкратце:
- На самокате весом менее 35 кг можно ездить по пешеходным зонам, тротуарам, велопешеходным и велосипедным дорожкам. Если транспорт тяжелее 35 кг — передвигаться по тротуарам и пешеходным зонам нельзя (ПДД пункт 24.2.1).
- По пешеходным дорожкам и тротуарам ездить можно, только если возможности ехать по велосипедной или велопешеходной дорожке нет или при сопровождении ребёнка до 14 лет на СИМ.
- Нет велодорожки или тротуара? Можно по обочине или по правому краю проезжей части на участке с ограничением скорости не более 60 км/ч. Для выезда на проезжую часть СИМ должно иметь исправные тормоза, звуковой сигнал, фары и светоотражатели.
По трассам или автомагистралям ездить на самокате запрещено.
- Максимальная скорость для электросамоката и других СИМ — не более 25 км/ч, в пешеходных и жилых зонах — не более 20 км/ч.
- Дети до 7 лет могут кататься на электросамокате в сопровождении взрослых везде, кроме велосипедных зон, обочин и проезжей части.
- С 7 до 14 лет можно ездить одному, не выезжая на обочину и проезжую часть.
- Едете на самокате по тротуару — не создавайте помех пешеходам.
- Вдвоем на самокате ехать нельзя!
Штрафы для самокатчиков
- Не спешился перед пешеходным переходом — 800 рублей.
- Ехал пьяным — 1000-1500 рублей.
- Создал помеху движению транспорта — 1000 рублей.
- Наезд на пешехода — 1000-1500 рублей.
Если мощность СИМ превышает 250 Вт, оно относится к мопедам, и суммы штрафов в этом случае могут доходить до 30 тысяч рублей (максимальное взыскание за вождение без водительского удостоверения).