МОЛИТВА ЗА УСОПШИХ — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе — все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.
Проповедь святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского.
"КАКИМ СПОСОБОМ МЫ МОЖЕМ НАИЛУЧШЕ ПОЧТИТЬ УСОПШИХ БЛИЗКИХ НАШИХ?"
Мы видим часто стремление сродников умершего как можно богаче провести похороны и устроить могилу. Большие средства тратятся иногда на роскошные памятники.
Много денег тратят родственники и знакомые на венки и цветы, причем последние приходится вынимать из гроба еще до его закрытия, чтобы они не ускоряли разложения тела.
Иные хотят объявлениями через печать выразить свое почтение умершему и свое сочувствие его родственникам, хотя самый такой способ выявления своих чувств показывает их неглубокость, а подчас и лживость, так как искренно скорбящий не будет выставлять свою скорбь напоказ, выразить же свое сочувстие можно сделав гораздо теплее лично.
Но что бы мы из всего того ни сделали, умерший не получит от того никакой пользы. Мертвому телу одинаково лежать в бедном или богатом гробе, роскошной или скромной могиле. Не обоняет оно принесенных цветов, не нужны ему притворные выражения скорби. Тело предается тлению, душа живет, но не испытывает больше ощущений, воспринимаемых через телесные органы Другая жизнь настала для нее и другое нужно ей оказать.
Вот то нужное ей и должны мы делать, если действительно любим усопшего и желаем принести ему свои дары!
Что же именно доставит отраду душе умершего?
Прежде всего, искренние молитвы о нем, как молитвы личные и домашние, так и в особенности молитвы церковные, соединенные с Безкровной Жертвой, т. е. поминовение на литургии.
Многие явления умерших и другие видения подтверждают огромную пользу, которую получают усопшие от молитвы за них и от приношения за них Безкровной Жертвы.
Другое, что приносит большую отраду душам усопших – творимая за них милостыня. Напитать голодного во имя усопшего, помочь неимущему – все равно, что сделать то ему самому.
Преподобная Афанасия (память 12 апреля) завещала перед смертью кормить в память ее нищих в течение сорока дней; однако, сестры монастыря по небрежности исполняли то лишь девять дней.
Тогда святая явилась им с двумя ангелами и сказала: «Зачем вы забыли мое завещание? Знайте, что милостыня и молитвы иерейские, приносимые за душу в течение сорока дней умилостивляют Бога: если души усопших были грешны, то Господь дарует им отпущение грехов; если же они праведны, то молящиеся за них будут награждены благодеяниями».
Особенно в наши тяжелые для всех дни безумно тратить деньги на безполезные предметы и дела, когда, употребив их для неимущих, можно одновременно сделать два добрых дела: – и самому усопшему и тем, которым будет оказана помощь.
Недавно, в годовщину кончины монахини Марины, согласно ее завещанию, на добровольно собранные пожертвования, в ограде Архиерейской церкви был устроен обед для неимущих. На объявление о сем пришло около 150 человек, которые все были накормлены. Сделано было тем великое дело!
Но если не в таких размерах оказать помощь, а накормить хотя бы несколько или даже одного голодного – разве малое дело?
А сделать то легко, внеся некоторую сумму на поминки в Комитет помощи бедным при Архиерейской церкви, в Дом Милосердия или Общественную столовую.
С молитвой за усопшего будет дана беднякам пища. Они насытятся телесно, а усопший напитается духовно.
Геннадий Лунин