24 января 1969 г. в Тульском цирке начались гастроли Эмиля Кио. В качестве руководителя аттракциона младший из Эмилей впервые приехал в Тулу.
Эмиль – старший сын основателя династии иллюзионистов Эмиля Теодоровича Кио. Но, повернись жизнь иначе, он мог бы и не работать в цирке. Ведь после окончания школы Эмиль поступил в строительный институт, а потом какое-то время успел поработать в Московском тресте по строительству набережных и мостов. Даже подавал большие надежды. Еще студентом защитил дипломный проект, по которому реконструирована театральная площадь в Рязани. Впервые в истории института дипломная студенческая работа получила тогда воплощение в жизни. Также впервые в истории института проект был награжден медалью министерства за лучшую научную студенческую работу.
Но, как рассказывал Эмиль Кио во время гастролей в Туле в 1969 году, «отец считал, и я с ним соглашался, что если цирку суждено стать смыслом жизни, то это произойдет, какой бы я профессией не обладал. Инженерное мышление помогло мне встать на ноги, почувствовать себя самостоятельным. Это я понял, учась в институте».
Поскольку старший сын осваивал инженерную специальность, свой аттракцион отец стал передавать младшему – Игорю. Но и Эмиль все свободное время все равно проводил в цирке и постепенно осваивал специальность иллюзиониста, работал ассистентом. О том, как получилось, что сводные братья после смерти отца в 1965 году начали работать с разными программами, они сами особо не рассказывали. Но эту историю, как теперь водится, в подробностях вспомнила первая жена Эмиля Кио Элеонора Прохницкая.
«В Киеве мы жили в гостинице «Интурист». После представления в «люксе» у Эмиля Теодоровича мы, как обычно, пили чай. Он был бодр, весел, смеялся над анекдотами, которые рассказывали его сыновья.
Вдруг упали с носа его очки, он схватился за сердце и повалился на пол. «Скорая помощь» констатировала смерть. Вскрытие показало, что оторвавшийся тромб попал в сердце. Кио было 65 лет. Евгения Васильевна с Игорем уехали в Москву хоронить Эмиля Теодоровича на Новодевичьем кладбище. Эмиль остался в Киеве.
Отменять представления было нельзя — билеты были проданы на месяц вперед. Эмилю пришлось одному вести этот знаменитый иллюзионный аттракцион. До сих пор не могу понять, как Эмиль нашел тогда в себе силы, после смерти отца, после бессонной ночи выйти в манеж, улыбаться и провести три представления. Это было воскресенье, а по воскресеньям бывает три представления!
— Не расстраивайся, Эмиль! Ты — старший сын, ты носишь имя своего отца! Ты будешь работать в цирке! — успокоила я Эмиля.
На следующий день я уехала в Москву. На мое счастье, Георгий Сергеевич Агаджанов … работал заместителем управляющего Союзгосцирка. Я объяснила ему ситуацию. Он при мне позвонил в приемную Е. А. Фурцевой и записался к ней на прием.
Министр культуры быстро решила этот вопрос: «Один Кио — хорошо, а два — лучше! Аттракцион работает на одних аншлагах и делает большие сборы. Я разрешаю создание второго иллюзионного аттракциона для старшего сына Эмиля Кио».
Г. С. Агаджанов подготовил письмо директору Киевского цирка, на базе которого должен был родиться новый иллюзионный аттракцион.
С этим письмом я и вернулась в Киев.
Игорь с Евгенией Васильевной со своим аттракционом уехали на гастроли в Японию, а у нас с Эмилем началась подготовительная работа по созданию нового аттракциона.
Так решилась судьба Эмиля, да и моя тоже.
Эмиль занимался техническими вопросами и контролировал изготовление иллюзионной аппаратуры для трюков, а я взяла на себя ответственность за всю художественную часть аттракциона. Надо было продумать и заказать костюмы, найти где-то балетное трико в сеточку и страусовые перья, подобрать музыку в сюжете к каждому трюку, научить ассистенток красиво двигаться в манеже, научить их правильно делать «комплимент» и прочее, прочее.
Через 3 месяца на манеже Киевского цирка мы представили компетентной комиссии из главка Союзгосцирка наш новый иллюзионный аттракцион. Знаменитый цирковой режиссер по имени и фамилии Арнольд сказал: «Это настоящий европейский аттракцион! Это вам не старомодные, пронафталиненные рюшечки и оборочки, доставшиеся Игорю в наследство от отца. Его аттракцион — это вчерашний день. А ты, Эмиль, молодец!»
Премьера аттракциона состоялась в шапито города Ялты.
После премьеры, как и положено, мы с Эмилем, клоун Эдуард Середа с женой и еще несколько артистов из первого отделения отмечали премьеру. Праздник затянулся до утра.
Утром мы с Эмилем шли по территории шапито, направляясь в гостиницу. Вдруг Эмиль замечает, что в клетке у нашего льва Урала не убрано, а клетка не закрыта на замок. Эмиль вошел в клетку, взял совок, метлу и стал убирать за львом продукт его жизнедеятельности.
Старый Урал то ли в шоке от такой наглости и неуважения человека к царю зверей, то ли от страха забился в угол клетки…
Когда Эмиль проспался, я рассказала ему о его «подвиге». Он не поверил: «Да не мог я войти в клетку ко льву. Я его до смерти боюсь»».
Вообще личная жизнь семьи Кио – целая коллекция скелетов в шкафу, которые, наверное, рано или поздно воплотятся в каком-нибудь сериале. Так был период, когда Эмиль Теодорович жил в одной квартире с обеими своими женами – бывшей и настоящей, и с сыновьями от этих двух браков. А уже позже Иоланта Ольховникова, разведясь с Игорем Кио, вышла замуж за Эмиля. «Поменяла один чемодан на другой», – съязвила по этому поводу другая бывшая – Элеонора Прохницкая.
В Туле в 1969 году Эмиль Кио уже показывал один из своих знаменитых фокусов – волшебная веревка. Это когда фокусник бросает вверх мягкий канат, и тот неожиданно становится шестом, на нем даже исполняет номера цирковой гимнаст. Когда гимнаст спускается на землю, канат вновь превращается в обычную веревку.
Эмиль Кио называл этот трюк величайшим, и рассказывал, что отец вычитал этот фокус в книге, которую приобрел в Лондоне. Идея разгадки не давала ему покоя. Пять лет оба Эмиля работали вместе, пытаясь понять, как воплотить на практике такое чудо. Здесь и пригодились технические знания выпускника строительного института. «Пришлось покорпеть над теорией упругости», – улыбался Эмиль Кио.
Из отцовского арсенала Эмиль Кио показывал номер со сжиганием и распиливанием женщины. Последний он даже усложнил, делая двойное распиливание и меняя в процессе женщинам ноги и головы. Среди его фирменных трюков «Красные перчатки», которые на глазах зрителей меняют цвет, «Неисчерпаемый Запорожец», из салона которого появлялись восемнадцать человек и многое другое. Некоторые трюки с внезапным перемещением людей в зале были основаны на использовании близнецов.
«Искусство иллюзиониста и манипулятора единственно допустимый вид обмана, на который никто не обижается. За это даже дают премии», – шутил Мастер.
За свою карьеру Эмиль Кио дал более 14 000 представлений, которые видело более 60 миллионов зрителей. В Тулу приезжал дважды – еще и в 1977 году.
Во время гастролей 1969 году Эмиль Кио рассказывал журналистам такую байку.
Некоторые трюки проделываются очень просто, зато всегда имеют большой успех. Например, когда по мановению руки фокусника обычный зритель находит в своем кармане деньги. Делается это просто: ассистенты перед началом представления незаметно кладут в карман такому зрителю денежную купюру.
И вот однажды идет представление, и фокусник объявляет:
– Гражданин в десятом ряду на пятнадцатом месте, у вас в кармане пять рублей.
Из зала молчание.
Фокусник повторяет:
– Гражданин на десятом ряду, покопайтесь в кармане, у вас там лежат пять рублей. Я ими только что выстрелил.
Наконец поднимается смущенный зритель.
– Вы извините, я действительно в антракте нашел у себя в кармане деньги. Но я уже на них сходил в буфет, и у меня осталось только два рубля.