Что только люди не собирают. Большинство занимается ( или пытается заниматься ) коллекционированием находящихся в обращении денежных знаков ( своей страны, или развитой забугорной- не важно, главное- побольше ). Кто-то превращает эти дензнаки в коллекции картин, скульптур, авто и пр. дорогих вещей. Кто-то не парится и собирает что попроще- спичечные коробки, разнообразные этикетки, вкладыши от жвачек. Я же, ещё в детстве отметившись в филателии, фалеристике и маниакальном собирательстве тех же вкладышей от жвачек, пошёл по пути наименьшего сопротивления- начал собирать то, что валяется под ногами. Под ногами у нас валяется много всякого г..., я остановил свой выбор на кирпичах. Конечно же, домой тащится не всякое УГ, вроде "уникального облицовочного кирпича, сделанного по самым современным технологиям", а каменюги старые, отмеченные клеймом производителя. Попутно подбираются и приятные бонусы- клеймёные печные изразцы. Об этой тяжёлой, в прямом смысле слова, коллекции и пойдёт сегодня речь.
Коллекции кирпичей периодически мелькают на урбане и в ЖЖшках лазающего народа и заинтересовали меня достаточно давно. Однако, сам в это тяжёлое дело я встрял лишь прошлой осенью. Сидя, в ожидании материалов, под стенами реставрируемой богородицкой усадьбы Бобринских, от нечего делать ковырялся в кучах выкопанного из-под фундамента строительного хлама. И откопал фрагмент кирпича с занятными буковками. С него и началось личное увлечение.
Клеймо на ложке №3 Гр:А:П:Б. - Граф Алексей Павлович Бобринский. №3- номер партии, вероятно. У меня есть ещё №2, а в стене усадебного двора были номера 7 и 9.
Алексей Павлович Бобринский - правнук Екатерины II, военный, политик. Три года был министром путей сообщения страны. Отметился он и в истории Тульской губернии - положил начало промышленному производству сахара в Богородицком районе ( сахарный завод Бобринского был основан в Богородицке в 1848 году ) и добыче угля на Товарковском месторождении.
В 1846 году, оставив службу в МИДе, Алексей Павлович обосновался в родовом поместье Бобринских в Богородицке, где занялся восстановлением запущенной, повреждённой пожаром усадьбы. Вероятно, именно тогда и были произведены эти кирпичи. Пока не удалось узнать, было ли это собственное производство графа, или заказ получил какой-то сторонний завод.
Следующим шагом к увлечению стало посещение с гостями из Тамбова завода "Штамп". На развалинах одного из дореволюционных корпусов было обнаружено сразу три клеймёных кирпича.
Огнеупор. Клеймо на постели VICTORIA. Согласно справочнику Владимира Смирнова, кирпич произведен в Англии, в городке Роули (Rowley) в 19 км от Ричмонда в английском графстве Дарем. С начала 1900-х годов шахтой Victoria Colliery владели Дж. и A. Марш, а затем с 1910-х до 1950-х "Victoria Coal and Fireclay Company". Есть и другая версия происхождения - предполагают, что такие кирпичи могли быть подделкой "а-ля Англия" и производиться на одном из Боровичских кирпичных заводов. Мне, лично, кажется, что обе версии верны - в сети есть фото подобного клейма, но выполненного грубее, с завалом буквы "V" и другими косяками. Может быть, они и являются отечественными подделками.
Огнеупор. Клеймо на постели OkilO. На сайте американского коллекционера Джона Лангстона указано, что кирпич произведён в Оук Хилл, штат Огайо, США. Производитель Pyro Clai Products CO. Период 1909-1953 гг. Вторую версию происхождения подсказал В. Смирнов. По его информации, коллекционер Джим Грэйвс считает производителем A.P. Green Fire Brick Company, в том же самом Оук Хилл.
Огнеупор. Клеймо PYRO STEEL. Пока не идентифицировано. Учитывая забугорное происхождение двух других кирпичей со "Штампа", рискую думать, что и он приехал к нам из США, либо Англии.
Огнеупор. Клеймо "ФАРКЕ". Гость из современной Украины. Произведён на заводе, основанном Эдмундом Петровичем Фарке в городе Бахмут Екатеринославской губернии. Начал Эдмунд Петрович в 1872 году с прокладки городского водопровода, а позже организовал кирпичное, стекольное, алебастровое и гвоздильное производство. После смерти основателя, заводы перешли во владение его вдовы- Екатерины Мелитовны Фарке ( в 1903 году числятся за ней ).
Кирпич найден в остатках печи на улице Староникитской.
Огнеупор. Клеймо "ПВ". Не идентифицирован. Подпирал забор заброшенного дома на Дзержинского.
Огнеупор. Клеймо "К". Не идентифицирован. Найден в Заречье.
Красный кирпич. Клеймо "П.И.М-ВА". Завод в деревне Кучино Пехорской волости Московского уезда основан ещё в 1870х годах купцом I гильдии Дмитрием Осиповичем Миловановым, уже владевшим, к тому времени, несколькими кирпичными заводами. После его смерти, в начале 1890х, производство перешло к его вдове- Пелагее Ивановне Миловановой, чьё клеймо и представлено. Пелагея Ивановна умерла незадолго до революции, в 1916, завещав имущество своему сыну. Кирпич под маркой "Милованов" выпускался до 1918, когда заводы были национализированы. Производство в Кучино получило название Завод имени Красной армии и флота ( КРАФТ ), позже- Кучинский кирпичный завод и действует по сей день.
Кирпич найден в фундаменте снесённого дома по улице Привокзальной.
Красный. Клеймо "завод БЕЛОУСОВА". Кирпичный завод фирмы "Зингер" в селе Захарьино Сухоновской волости Подольского уезда ( Щербинка ) был приобретён купцом Василием Викторовичем Белоусовым в 1900 году. Здесь производилось до 3.5 млн. шт кирпича в год. Завод был национализирован в 1918 году. До наших дней дошёл в качестве Щербинского завода электроплавленных огнеупоров.
Кирпичи Белоусова находились на улице Маркса и, в большом количестве, в том же фундаменте на Привокзальной.
Номерные клейма "61", "97", и "119". Не идентифицированы. Высказывалось предположение, что это лишь часть расколовшейся матрицы, содержавшей и иную информацию о производителе. Мне это кажется сомнительным- стороны рамки ровные, расположение как цифр в рамке, так и клейма на кирпиче-точно по центру. Возможно, это номера партий. Хотя, такой разброс партий в одном фундаменте тоже маловероятен. Так что, пока гадаю.
Кирпичи найдены всё в том же фундаменте на Привокзальной.
Огнеупор. Клеймо (W?)L. Не идентифицирован. Если это действительно "W", а не брак формовки, то кирпич может быть родственником попадающимся в Риге, тоже пока не опознанным.
Найден в Денисовском переулке.
Не клеймо, конечно, но редкость ещё большая ) Нанесённая вручную цифра "500"- обозначение 500го кирпича в партии.
Найден на месте одной из водоразборных будок старого тульского водопровода.
Ещё одно "не клеймо". Просто трапециевидная выемка на постели. По поводу этого кирпича у меня есть сомнения великие. Хоть формовка явно ручная, но произвести его могли уже в 2000х. В последнее время старинный кирпич весьма популярен у дизайнеров. Учитывая то, что старинного не так уж и много, начали делать реплики.
Найден у Пролетарского моста.
Плавно переходим к производителям, чья продукция попадается мне чаще всего.
Городу Боровичи Новгородской области, похоже, самой судьбой было назначено стать центром производства огнеупоров в дореволюционной России. В окрестностях были обнаружены большие запасы огнеупорной глины и бурого угля. Открытие, в середине 19го века, железной дороги Москва-Петербург дало городу и возможность быстрой доставки продукции в регионы самого активного строительства. Первые кирпичные заводы в Боровичах появились ещё в 18м веке. К 1787 году их было уже три. Производился здесь обычный красный кирпич. Первый завод огнеупоров был открыт в 1855 году племянником известного химика и инженера Альфреда Нобеля, Эммануилом Людвиговичем Нобелем. В 1880 году заложил несколько заводов купец I гильдии Константин Логинович Вахтер. Со временем он скупил и многие мелкие заводы в окрестностях, так что, большинство боровичских кирпичей тех лет производилось именно его фирмой "К.Вахтер и К". В 1903 году все эти заводы стали собственностью " Товарищества производства глиняных и гончарных изделий бывш. Вахтера". Объём производства огнеупоров в Боровичах, перед первой мировой войной, составлял до 40% от общероссийского.
Клеймо "Боровичи GAMMA". Рассчитан на температуру до 1700 градусов. Найден в деревне Заря.
Клеймо "Боровичи Б". Рассчитан на температуру до 1650 градусов, устойчив к химическим воздействиям. Найден на набережной Дрейера.
Разные варианты клейма "PHOENIX". Кирпич для печей котельных и пр. Температура- до 1400 градусов. Второй найден на ул. Демонстрации.
Клейма "Prima БК" и "ЦШ ( цементно-шамотный ?) Прима Б". Для футеровки сталеплавильных печей. Предположительно, произведены уже после национализации, в период 1922-1932.
Найдены на Лейтейзина и Венёвском шоссе соответственно.
Клеймо "ALFA". Кирпич клиновый, для сводов печей. Температура- до 2100 градусов.
Найден на месте одной из водоразборных будок старого тульского водопровода.
Клеймо, предположительно, "FIRECLAI". Температура до 1350 градусов. Для каминов, печей и дымоходов.
Клеймо "БК" со стилизованным изображением паровоза. Паровозик, для наглядности, выделен красным по контуру. Использовался для футеровки паровозных топок. Температура до 1700 градусов, высокая плотность. Данный экземпляр произведён в период 1918-1932.
Выловлен из Тулицы.
Вновь паровоз, но, предположительно, старейший из имеющихся у меня боровичских. Клеймо фирмы "Вахтер и Ко".
Найден на Привокзальной.
Клеймо " (P)ATENT". Завод Александра Ивановича Мартынова, основан в 1870. Село Васильево, неподалёку от Боровичей.
Найден на Дзержинского.
Вернёмся в родную область.
Керамический кирпич "Москвуголь Щёкино" и два фрагмента огнеупора "Москвуголь" с номером, возможно, партии ( хотя, в коллекциях есть клеймо со странным для партии номером "ноль") . Производилось это добро, соответственно, в Щёкино, на заводах треста Москвуголь. Период- начало 20х- середина 50х годов 20го века.
Первый найден у стен тульского кремля, осколки огнеупора попадаются по всему городу.
Огнеупор. Клеймо "Р. Гилль" - Ричард Гилль. Произведён на заводе "Товарищества Гилль". Братья Гилль- бельгийцы по рождению, английские подданные, стоявшие у истоков промышленной добычи угля и химического производства в нынешнем Щёкинском районе. В 1870х годах ими было заложено несколько угольных шахт. Их же стараниями были устроены производства красок, серной и азотной кислот, железного купороса и глауберовой соли, известковый и цементный заводы. В 1872 году открыт завод огнеупорного кирпича. Интересно то, что никаких упоминаний о том, что Гилль производил красный кирпич, нет- везде упоминаются лишь огнеупоры. Однако же, попался мне и красный, с таким же клеймом.
Огнеупор. Клеймо "Н1" в характерной звезде. Вероятно, произведён на Ново-шамотном заводе им. Орджоникидзе в городе Часов Яр Донецкой области Украины. Завод начал действовать в 1934 году.
Найден у Венёвского шоссе.
Огнеупор. Клеймо "СБ". Не идентифицирован. Такие клейма, в прямоугольных и фигурных рамках, встречаются в Питере и Самаре. Возможно, это тоже гость с Украины- найден в одной кладке с предыдущим. Также найден экземпляр без буквы "С".
Клеймо "23ЩЛ". Кирпич явно советский. Судя по фигурным пазам на тычках, узкоспециализированный футеровочный. Возможно, ещё одно изделие Щёкинского завода.
Найден на Демонстрации.
Маленький печной кирпич. Всего 180х95х46 мм. Клеймо "Тула Щокинъ". К городу Щёкино никакого отношения не имеет. Произведён на заводе купца Петра Ивановича Щокина в посёлке Гончары. Завод учреждён в 1869 году. Пока попадались только осколки- отвратительное качество. Целый экземпляр есть в музее "Тульские древности".
Клеймо "Тула зав.№2". Предположительно, произведён кирпичным заводом у станции "Тула-2", либо заводом у "Штампа", в период между революцией и ВОВ.
Найден на Союзной.
Несколько бонусов.
Клеймо "Власовы. Москва, Таганка" с изображением медалей, полученных продукцией.
Осколки изразцов семейства Власовых. Вероятно, клейма разных заводов- Московского и Шелепихского, либо, разного времени. Первый завод, в Москве, Павел Власович Власов открыл в 1853. Второй, в селе Шелепиха Хорошовской волости, в 1875. В 1872 основана фирма "Власов. Наследники" на Таганке. После смерти Павла Власова, делом стали руководить его внуки- Василий и Иван, основавшие фирму "Власовы Василий и Иван братья", просуществовавшую до национализации завода в 1917.
Найдены на Привокзальной.
Фрагмент изразца. Клеймо "ВЪ ТУЛЪ КИРЕЕВЪ". Информации по производителю найти, пока, не удалось. Конец 19 - начало 20 века.
Найден на Свободы.
Ну и в финале- история одного куска металла, выдранного культиватором из газона на Красноармейском проспекте.
Сей кусок, оказавшийся фрагментом печной дверцы, сфоткать в изначальном виде я не догадался. Вот так дверца выглядела после купания. Смыт приличный слой грязи.
В ход пошла бытовая химия. Удалёна мягкая ржавчина
Далее пришлось орудовать хорошей часовой отвёрткой и молотком. Под конец - замачивание в кислоте, ВДшке, обезжиривание и чернение. Тадам-с, готово. К сожалению, клеймо на внутренней стороне ( если это вообще клеймо ) абсолютно не читаемо. Производитель пока не известен.
Вот, собственно, основная часть хлама, который я натащил домой за последнее время. Есть ещё что-то не чищенное, осколки, обломки, кусок рельса и пр., но, всё это пока внимания не заслуживает.
Практически вся информация по кирпичам найдена в сети и может быть не достоверной.
Внимание! Сносите домик в деревне? Сосед сносит? Где-то рядом с вами домик сам разваливается? Или из Вашей дачной дорожки выглядывает кирпичик с клеймом и Вы готовы им поделиться? Пишите мне! И смотрите под ноги- там всегда есть что-то интересное.
Благодарю за внимание.