1. Моя Слобода
  2. Блоги
  3. Блоги
  4. Оружейная слобода
  5. Создатель пушки ВЯ-23 - Блог «Оружейная слобода» - MySlo.ru
Создатель пушки ВЯ-23

Создатель пушки ВЯ-23

Народ, не знающий своего прошлого,
не имеет права на будущее
А.С. Пушкин

 

Большинство тульских оружейников, родившихся на рубеже XIX — XX веков, создавших вызывающее восхищение инженерной мыслью оружия, классического высшего профессионального образования не получили. К таким самородкам-оружейникам, в том числе, можно отнести и Александра Александровича Волкова, с именем которого тесно связано могущество советской авиации в предвоенные и военные годы.

В советское время на одном предприятии работали два Волковых: дядя и племянник. И оба оставили яркий след в развитии вооружения страны. Но сегодня мы отдадим знаки восхищения старшему - Александру Александровичу Волкову. О племяннике — Владимире Ивановиче Волкове — чуть позже.

 


А.А. Волков

 

Александр Александрович Волков родился 2 ноября 1905 года в Стрелецкой слободе Тульской губернии в семье крестьянина, который позже в поисках заработка перебрался в Тулу. После окончания начальной школы работал мальчиком в скобяном магазине. В 1921 г. поступил в профессионально-техническое училище при Тульском патронном заводе, откуда через два года перешел в школу ФЗУ (школу фабричного заводского ученичества) при Тульском оружейном заводе. Окончив ФЗУ в 1927 г., получил квалификацию чертежника 7-го разряда с зачислением в конструкторское бюро машиностроительного отдела завода.

В 1932—1934 гг. преподавал холодную обработку металлов в школе ФЗУ Косогорского завода под Тулой. Но время уже чувствовалось предвоенное и Александр Александрович возвратился на оружейный завод в отдел опытных военно-конструкторских работ. Здесь Волков вошел в состав группы молодых конструкторов, которым была поручена разработка образцов авиационного оружия. Вместе с Н. Ф. Токаревым — сыном великого создателя пистолета ТТ, между прочим, — будучи сам высококлассным оружейником, принял участие в разработке спаренного авиационного пулемета ШКАС, который был установлен на самолет СБ и испытан в воздухе в 1936 г.

Прим. Бориса Богданова: В видеоролике «Авиационный пулемёт ШКАС» на 5 мин 10 сек показан этот спаренный пулемёт, советую также полностью просмотреть видеоролик.

 

В дальнейшем, вследствие наметившейся по опыту боев в Испании тенденции вооружения самолетов крупнокалиберными пулеметами, работа над этим образцом была прекращена.

В 1937 г. А. А. Волков совместно с С. А. Ярцевым спроектировал 20-мм авиационную пушку, работа над которой была приостановлена в связи с несовершенством боеприпасов этого калибра.

 

 

С.А. Ярцев

 

Сергей Александрович Ярцев родился в 1906 г. в городе Тула в семье рабочего Тульского оружейного завода. По окончании школы поступил в профессионально-техническую школу при ТОЗ, которую успешно закончил в 1926 г. С этого времени началась его трудовая жизнь в качестве копировщика.

Свою работу в конструкторском бюро он совмещал с непрерывным совершенствованием технической подготовки: в 1931 г. успешно окончил механический техникум, получив звание техника-конструктора по холодной обработке металлов.

В 1930 г. Сергей Александрович принимал участие в проектировании и отработке пулемета ШКАС. В канун Великой Отечественной войны А.А.Волков и С. А. Ярцев спроектировали и отработали 23-мм авиационную пушку ВЯ-23. Штурмовик Ил-2, оснащенный ею, эффективно поражал бронированную технику противника. В 1942 г. за разработку 23-мм пушки ВЯ-23 С. А. Ярцеву была присуждена Сталинская премия I степени.

В военные годы Сергей Александрович участвовал в освоении, производстве и совершенствовании пушки ВЯ-23 на заводах отрасли, в доработке ее по замечаниям производства и воинских частей.

В 1945—1949 гг. Ярцев работал над модернизацией пушки ВЯ-23, а в 1946 г. в содружестве с А.А.Волковым, А. Т. Чепелевым, В. И. Волковым разработал проект 30-мм авиационной пушки. В пятидесятые годы группой, возглавляемой Сергеем Александровичем, проектировалась 37-мм авиационная пушка ТКБ-504.

В 1960 г. Ярцев с большим коллективом конструкторов был переведен в ЦКИБ СОО, где он руководил конструкторским отделом и принимал участие в выполнении ряда научно-исследовательских работ оборонной тематики. Им были созданы экспериментальные образцы 7,62-мм пулемета шквального огня ТКБ-041 с темпом стрельбы 7000 выстр/мин.; малогабаритного пулемета ТКБ-061; 23-мм автоматической пушки ТКБ-0105; 5,56-мм автомата под специальный патрон.

За образцовое выполнение заданий по обеспечению Советской армии вооружением С. А. Ярцев был награжден орденом Ленина и орденами Отечественной войны I и II степеней.

В июне 1980 г. Ярцев уволился из ЦКИБа. Умер он немногим больше, чем через год — в июле 1981.

 

 

В боевых конфликтах с японцами на реке Халхин-Гол в 1939 г. и в финской кампании хорошо зарекомендовала себя 20 — мм пушка ШВАК. Однако ШВАК оказался слабоват при поражении бронированных целей, когда эту пушку поставили на штурмовик.

Поэтому в 1940 г. Волков и Ярцев получили новое задание — разработать авиационную пушку калибра 23 мм. Применив уже отработанную схему 20-мм пушки, конструкторы в короткий срок подготовили рабочие чертежи для изготовления опытного образца.

ВЯ-23 представляло собой довольно тяжёлое (66 кг) и большое (длина 2,15 м) орудие.

Действие автоматики было основано на использовании энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола. Осколочное действие снаряда пушки ВЯ-23 было в два раза больше, чем у пушки ШВАК. Пушка обладала высокой скорострельностью для своего калибра (9−11 выстрелов в секунду) и разгоняла снаряд весом 200 граммов (10 граммов взрывчатого вещества или 6 граммов зажигательного) до скорости 900 м/с. Высокая скорость обеспечивала значительную прицельную дальность стрельбы. Боекомплект пушки состоял из 150 патронов.

Бывший заместитель наркома вооружения СССР Владимир Новиков вспоминал встречу с конструкторами на заводе, налаживавшем выпуск авиационной пушки ВЯ-3: «Практически все было готово к производству, хотя еще и немало оставалось сделать. Тут же находились сами конструкторы пушек — А. А. Волков и С. А. Ярцев. Молодые, крепкого сложения, серьезные, чем-то даже похожие друг на друга. Только Волков — блондин в очках, а Ярцев — шатен и без очков. И одеты по-разному: Волков в костюме и при галстуке, а его соавтор — в полувоенном френче. Попросил их сопровождать меня и показать производство от начала до конца». «Экскурсия» завершилась испытаниями нового оружия: «Рядом с ВЯ для сравнения ШВАК. Делаем по тысяче выстрелов из каждого экземпляра. Задержек нет». Только за 1943−1945 гг. было изготовлено 48 тысяч таких пушек.

В испытаниях штурмовика участвовал летчик Иван Шелест. «На фоне опытных истребителей мой самолет выглядел не последней моделью — слишком громоздкий, неуклюжий, с толстым крылом, на солидных широко расставленных ногах шасси, с заостренным, как головка снаряда, стальным носом. Это был Ил-2 — его одноместный вариант. Кабина, забронированная толстым стеклом и сталью, выглядела горбатой», — писал испытатель впоследствии. «Горбатыми» обычно и звали «илы» на фронте.

 


Штурмовик ИЛ-2

 

Создал «прозрачную броню» перед самой войной инженер Борис Зверев, уроженец села Торхово Тульского уезда.

Без его бронестекла, которое не брали пулеметы и даже 20-мм фашистские авиапушки, «Ил-2» не стал бы, конечно, тем самым штурмовиком, во многом определившим нашу Победу.

В июле-августе 1941 года, после эффектного «дебюта» новой машины под Оршей, Смоленском и Ельней, «фронт особенно настойчиво требовал штурмовики — они применялись для борьбы с вражескими танками, — рассказывал бывший нарком авиапромышленности СССР Алексей Шахурин. — На заводе в Воронеже скопилось много этих самолетов, а их нельзя было послать в бой — не было бронестекла. Бронестекло изготавливал единственный завод под Ленинградом. Но к этому времени он уже эвакуировался. На других заводах выпуск этой продукции еще не наладили». На опустевшем предприятии по приказу из Москвы разыскали-таки два десятка комплектов и специально направленным туда самолетом отправили бронестекло в Воронеж. Штурмовики пошли на фронт. А уже в декабре 1941-го только в Московской битве врага громили несколько штурмовых авиаполков, три них в этих боях заслужили звание гвардейских.

Будущий главком ВВС маршал авиации Александр Ефимов впервые увидел Ил-2, учась в авиашколе. На школьном аэродроме приземлился самолет, о котором курсанты уже много слыхали, но «даже представить не могли, как это — весь корпус из брони, металлической и стеклянной. Летчик охотно рассказал о машине, а чтобы окончательно добить „салаг“, вытащил наган — и по самолету! Пуля взвизгнула, и только малая отметина осталась на кабине. Вот это да, вот бы полетать на таком самолете, вот бы повоевать!.. Ил-2 всем своим существом располагал к бою, звал в атаку».

 

16 мая 1941 г. постановлением правительства авиационная крупнокалиберная пушка системы Волкова-Ярцева (ВЯ-23) была принята на вооружение.

 


Пушка ВЯ-23.

 

Пушка ВЯ-23 была создана в 1940 году в ЦКБ-14 конструкторами А. А. Волковым и С. Я. Ярцевым как средство борьбы с защищёнными наземными целями специально для создававшегося тогда же штурмовика Ил-2.

 


ИЛ-2, вооружённый пушкой ВЯ-23

 

Её прототип назывался ТКБ-201. Ввиду отсутствия готового Ила, первые испытания пушка прошла на закупленном в Германии истребителе-бомбардировщике Мессершмит-110. Испытания на Ил-2 были проведены в 1941, после этого пушка была принята на вооружение советских ВВС под именем ВЯ-23, всего их было произведено 64655 штук.

 


Возможности штурмовика ИЛ-2 по борьбе с танками

 

 

Боеприпасы

  • БЗ патрон с бронебойно-зажигательным снарядом массой 198 г. Бронепробитие 25 мм брони/ 400 м
  • ОЗ патрон с осколочно-зажигательным снарядом массой 198 г
  • ОЗТ патрон с осколочно-зажигательно-трассирующим снарядом массой 190 г

 

В боекомплект пушки ВЯ входили осколочно-зажигательные, осколочно-зажигательно-трассирующие и бронебойно-зажигательные снаряды. Вес всех снарядов был одинаков — около 200 г, т. е. в два раза больше, чем у 20-мм пушки ШВАК. Осколочный снаряд содержал 10 г взрывчатого вещества. Разрывное действие осколочного снаряда пушки ВЯ было в два раза больше, чем у 20-мм пушки ШВАК.

 

 

За создание новых образцов оружия В 1941 г. также как и А. С. Ярцеву, А. А. Волкову была присуждена Государственная премия, он был награжден орденом Ленина, орденами Кутузова II степени, Отечественной войны II степени, многими медалями.

 

 

Пушки ВЯ производились на двух заводах (2 и 66). В 1942 г. было произведено 13420, в 1943 г. — 16430, в 1944 г. — 22820, в 1945 г. — 873, в 1946 г. — 2002 и в 1947 г. -1247 штук. Итого 64655 пушек.

Жизнь пушки ВЯ-23 оказалась некороткой. После снятия с вооружения ВЯ-23 нашла свое применение в практике обучения экипажей танков стрельбе из пушек (так называемые вкладные пушки). В 50—60-х гг. прошлого столетия 23-мм вкладные стволы от ВЯ-23 использовались для обучения танкистов стрельбе из 115 мм пушки на танках Т-55 и Т-62.

В танковых частях Забайкальского военного округа вкладные стволы ВЯ использовались до 1987 года, когда на смену им пришли стволы 2×32.

В дальнейшем А. А. Волков участвовал в разработке целого ряда образцов авиационного вооружения с высокими тактико-техническими характеристиками, но вершиной его оружейного творчества так и остался ВЯ-23.

Тульский оружейный конструктор А. А. Волков достоин памяти потомков. Тут главное, чтобы потомки были достойны своих предков.

Скончался Александр Александрович Волков 12. января 1965 года, похоронен на Всехсвятском кладбище в г. Туле недалеко от Храма Всех Святых. Найти могилу знаменитого оружейника несложно. На схеме она под номером 15.


15 — А. А. Волков (1905 — 1965), конструктор авиационного оружия, лауреат Государственной премии СССР.

Главные новости за день в нашем паблике ВКонтакте

Перейти во ВКонтакте

23 декабря 2015, в 15:08 +12

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
Н.М. Афанасьев: Создатель управляемого огня
Н.М. Афанасьев: Создатель управляемого огня
Игорь Яковлевич Стечкин
Игорь Яковлевич Стечкин