Современные школы страдают от того, что у них нет учителей-мужчин. У нас же в школе № 1 Новомосковска в 1960-е годы такой проблемы не было. Алгебру, геометрию и тригонометрию вёл Александр Филиппович Мякишев. Он был также нашим классным руководителем. Физику преподавал Андрей Кириллович Кузнецов. Рисование и черчение вёл молодой преподаватель Алексей Петрович Антипов. Физкультуре нас в разные годы обучали два учителя. Один из них — Иван Иванович Боронтов в качестве руководителя ездил с нами на юг. По трудовому обучению были учителя Иван Дмитриевич и Исаак Абрамович Хандрос. Школьный грузовик водил Тихон Васильевич.
В школе преподавателями должны работать как женщины, так и мужчины, также как в семье есть мама и папа. Тогда полноценное образование и воспитание будет обеспечено. В нашей школе такое соответствие соблюдалось в полной мере.
Наш классный руководитель Александр Филиппович был строгим. Но все мы видели, что он в то же время был справедливым. Иногда он на нас покрикивал. Мы-то понимали, что это всегда было за дело и не обижались на него. Он хорошо знал характеры, способности и привычки каждого из нас. Иногда при разговоре переходил на наш «подростковый» язык. Однажды, когда мы уже готовы были к поездке всем классом на юг, он по-отечески спросил: «Когда вы отчаливаете?». И такой разговор нам нравился. Преподавателем он был сильным.
Учитель физики Андрей Кириллович кроме интересных уроков, запомнился ещё и тем, что всегда ходил в синем кителе и синих брюках-галифе. Это была его форма, которая сидела на нём превосходно. Ни одной складочки или морщинки. Сапоги его были всегда начищены до блеска. Он ходил от двери до двери и обратно и объяснял новый материал. Я не помню, чтобы кто-то из наших учителей когда-либо присел на уроке. Всегда на ногах!
Учительница русского языка и литературы Софья Ивановна Ефремова задумала создать рукописный журнал «Школьные годы». Мы уже учились в старших классах и осуществили это. В журнал входили наши лучшие сочинения, рассказы, различные отзывы. Моё сочинение тоже было в журнале, но главным моим делом, как я считаю, было перенесение сочинений на страницы журнала.
Я хорошо писала и простым ученическим пёрышком тушью печатными буквами переписывала наши работы. Журнал был объемным: формат — лист А4, а толщина — более сантиметра.
Обложки были картонными, синего цвета, а название было выведено каллиграфическим почерком большими буквами белого цвета, как будто мелом на доске. Я помню два таких номера. Софья Ивановна носила их в типографию, и её работники закрепили их в кожаные переплёты. Журналы выглядели очень внушительно. Софья Ивановна гордилась такой работой своих учеников, показывала журналы нашим родителям.
А учителя по трудовому обучению учили нас трудиться. Ребята сделали красивую парту и новенькую, сверкающую гордо пронесли её на руках, подняв над головой по городской площади на Первомайской демонстрации.
Пению нас учила Лидия Петровна. Она не только учила нас азам нотной грамоты, правильно петь, но и рассказывала нам о разных композиторах. Уроки её были познавательными. Я до сих пор помню, как Лидия Петровна посвящала нас в план подготовки нового концерта, подробно в ролях, показывая каким будет конферанс. Мы с интересом слушали её.
Спустя несколько лет я услышала знакомые реплики с пластинки «На концертах Леонида Утёсова», которую я купила в музыкальном магазине.
Леонид Утёсов был первым на эстраде, кто сам вёл свои концерты, придумывал конферанс. Вот на каких классических примерах учили нас наши педагоги! Лидия Петровна была к тому же ещё и красивой женщиной.
Наш класс учился очень хорошо. Стыдно было получить на уроке «тройку». Были особенно сильные учащиеся, которые закончили школу с медалью. Это Александр Маргевич — золотая медаль, Виктор Соболев — золотая медаль, Ольга Михайленко — серебряная медаль. По окончании школы многие из нашего класса поступили в институты. Несколько человек решили продолжать образование в родном Новомосковске в незадолго до этого открытом филиале Московского химико-технологического института. Шестеро поступили в Тульский педагогический университет на разные факультеты. Вася Поленков отправился за своей мечтой в легендарный Севастополь, закончил мореходное училище и стал на подводной лодке капитаном 3-го ранга. Таня Точиленкова получила профессию врача в Ярославском институте. Ольга Михайленко закончила ЛГУ (Ленинградский государственный университет) и перебралась за своим мужем на его родину в Африку (Конго).
В Тульском педагогическом институте, где мои одноклассники учились, был очень сильный педагогический состав.
Хочу несколько слов сказать об одном из них — о доценте, преподавателе зарубежной литературы Татьяне Михайловне Макаровой. Она с нами проводила большую работу сверх программы и всё делала увлечённо, с выдумкой. Например, побывав на экскурсии в Ясной Поляне, мы потом на территории парка, вступая в литературный кружок, давали клятву о преданности выбранному делу, начинавшуюся словами: «Клянусь строкой „Я помню чудное мгновенье“, лёгкой поступью Сикстинской мадонны, шпагой Андрея Болконского», после которых мы уже были готовы к подвигу.
Вспоминается одно занятие в нашей группе «А», которое имело неожиданное продолжение. Татьяна Михайловна поставила на проигрыватель пластинку, включила его и начала читать стихи. За давностью лет я могла забыть, кто был их автором, но, по-моему, это был Николай Заболоцкий. В то время я увлекалась классической музыкой, много её слушала, поэтому музыкальный шедевр узнала сразу. Это было «Болеро» Мориса Равеля.
Татьяна Михайловна то приглушала музыку и вдохновенно читала стихи о страстном танце цыганки, её причудливых движениях, головокружительных поворотах, то замолкала и громко включала музыку, и мы видели танец в своём воображении.
Это была мелодекламация.
Тогда мы услышали это впервые. Счастливое сочетание прекрасных стихов, эмоционального чтения, завораживающей музыки оказало магическое действие. Мы слушали, боясь пошевелиться.
Прошло несколько лет. Я уже работала в школе, вела старшие классы. И однажды решила на уроке повторить услышанное мною когда-то на занятии в институте. Эффект был такой же, как и на том давнем занятии. Ребята слушали стихи и музыку, затаив дыхание.
Прошло ещё несколько лет. Я тогда работала в Доме детского творчества. И опять однажды ко мне подошла бывшая моя ученица Галина Полежаева, которая в это время была организатором внеклассной и внешкольной работы. Она попросила у меня стихи и музыку, которые когда-то услышала на моём уроке. Галина сказала: «Я хочу повторить всё это на мероприятии в школе». И добавила: «Видите, сколько лет прошло, а я помню тот урок».
И ещё об одном запомнившемся эпизоде я хочу рассказать.
Закончив институт, я по распределению работала в одной из деревень Плавского района. В то время каждый раз перед началом нового учебного года по всей стране проводилась Всесоюзная педагогическая конференция. В Дом культуры на конференцию, где она проходила, съехались учителя со всего района. Пленарное заседание, работа по секциям — всё это для меня было впервые. Всё было интересно. После конференции в актовом зале Дома культуры состоялся концерт, подготовленный силами самих педагогов. Под вступительные такты музыки из-за кулис на сцену вышел молодой человек и запел:
Понимаешь, мама, я учитель,
Видишь, я вхожу, робея, в класс,
Это мне решили поручить их –
Сорок душ и восемьдесят глаз.
Учителя в зале, и такие же как я начинающие, и учителя со стажем, замерли. Они слушали новую песню про себя, каждое слово было близким, проникало в самое сердце.
А песня продолжалась:
Учитель! Сколько нужно любви и огня,
Чтобы слушали, чтобы верили,
Чтобы помнили люди меня.
Такое не забывается.
Мы, одноклассники, закончив институт, в 1960-70-х годах работали инженерами, технологами, логопедами, переводчиками, учителями, финансистами, мореходами, врачами в Новомосковске, Москве, Северодвинске, Дальнегорске (Дальний восток), Сыктывкаре, Шевченко (Казахстан), Белоруссии, Конго…
Но независимо от места проживания, каждый на своём рабочем месте трудился на благо нашей Родины, как нам завещали наши любимые учителя.
Полина Козлова, Тульская область.