Ночью 19 января 2015 года на центральном пляже Белоусовского парка было чрезвычайно людно. На улице +2. Многие хотят окунуться в прорубь - Иордань. К месту официальных "купаний" не протолкнуться. Да и не больно надо! Я не приверженец попсы - иду туда, где "освящаются" экстремалы. Скорее всего там же и Иоанн Креститель. Иордань для "нелегалов" прорублена метрах в 150 от "официального" места. Народу немного. Иоанна, к сожалению, нет. Мужики с удовольствием позируют. Через какое-то время интерес к "левой тусовке" нарастает, народу прибавляется.
Наконец лёд не выдерживает и раздаётся громкий треск.
Толпа в панике разбегается, в том числе и я. Остаётся лишь небольшая кучка людей...
Что делал Иоанн Креститель на Иордане? Он был вдохновителем покаяния. У израильтян было много вдохновителей разной направленности. Моисей – вдохновитель свободы. Иисус Навин вдохновлял народ на подвиги. Царь Давид был примером любви к Богу. Соломон предстал образцом мудрости, а Неемия прославился как выдающийся патриот. Но, как сказал Христос: «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя…»
Этот общественный деятель покорил сердца людей разных сословий и национальностей. К нему приходил простой народ и уважаемые духовные лидеры, госслужащие и даже вражеские солдаты. Его послание объединяло людей. При всём этом в проповеди Иоанна не было ничего из набора национальных идей того времени – шовинизма, экстремизма или мистического фанатизма. Слова его скорее могли напугать, разозлить и оттолкнуть:
«Змеиный род!... Вам не убежать от грядущего гнева!... Не обольщайтесь, что вы божий народ – если Бог захочет, он из камней сделает себе народ…» Национальная идея Иоанна звучала просто: «Покайтесь!».
Нет сейчас смысла разбираться в понятии покаяния, ибо оно давно уже обросло страшными предрассудками. Нет смысла раздражать неверующих очередным нравоучением – оставим это для церковной кафедры. Но, думаю, краткий философский экскурс нам не навредит. То, к чему призывал пророк, описывается вот таким красивым словом: μετανοια (метанойя). Это дословно означает – перемена ума, перемена мысли, переосмысление. Простая идея, но какой обширный резонанс! Не хочется ничего утверждать, но, видимо, есть такой феномен человеческой природы, как усталость от самого себя, своего ума и своих мыслей. Это нелёгкое бремя человеческой «мудрости», которая неизбежно находит противоречия в каждом «уголке» окружающего «пространства». Когда разум прогибается под гнётом постоянной борьбы, он пытается найти свой рай, где, наконец, обретёт свободу и ответы на мучительные вопросы бытия.
И тут послание о перемене ума звучит как нельзя кстати. Звучит как спасение. Невольно вспоминаются строки гениального творения В. Цоя:
«В нашем смехе, и в наших слезах, и в пульсации вен – перемен, мы ждём перемен!»
Эта песня в своё время затронула струны душ целого поколения мыслящих людей. Её каверы играют до сих пор, и она по-прежнему актуальна. Не потому ли, что идея о перемене мыслей подобна глотку холодной воды в пустыне? Не оттого ли и проповеднику перемен суждено было стать величайшим пророком в истории? Время от времени человеку требуется переосмысление самого себя, своей жизни, своих ценностей. Измученным, разочарованным, запутавшимся, боящимся нужна перемена мыслей. Таким и был народ древней Иудеи. По сути – таков любой человек.
А что же Иисус – человек, в котором не должно было быть противоречий, мысли которого были абсолютны, как истина? Зачем ему метанойя? Да совершенно ни за чем! Иисус крестился для «всякой правды» – кому интересно, найдут толкование в интернете. В общем-то, каждый год в этот праздник не Иисус купается в проруби, а его почитатели или, по меньшей мере, люди лояльно настроенные. Поэтому, вопрос «для чего?» сегодня скорее актуален по отношению к ним. И дай Бог им в этом разобраться!