6 марта в 17.00 в ГУ города Тулы по Центральному району проводятся публичные слушания по внесению изменений в Генеральный план и изменению правил землепользования и застройки города Тулы, назначенные постановлениями главы МО город Тула № 23-п и № 24-п от 19.02.2025.
На текущих публичных слушаниях планируется принять решение по зонам с домами повышенной высотности Ж-5 (с предельной высотой строений до 90 м). Подобная высотная застройка — это порядка 250-350 квартир, а с ними и машин, в одном доме. А сколько будет этих домов? При строительстве таких объектов среди преобладающей в старых районах Тулы малоэтажной и среднеэтажной застройки резко возрастает плотность населения, а с ней и нагрузка на старые транспортные коммуникации, это не говоря о появлении дисгармоничных включений в существующий архитектурный ряд. Город начинает стоять в пробках, а продолжающееся увеличение количества человейников без строительства новых дорог, парковок и развязок усугубляет сложившееся положение в разы.
Проектирование и строительство нового жилья должно осуществляться комплексно с учетом сложившейся исторической высотности застройки, существующей транспортной инфраструктуры и др. Каждый человейник рядом с уже существующей застройкой — это ускорение износа инфраструктуры для этой застройки. Город теряет свою архитектурную привлекательность и комфортную городскую среду: от центра и вширь Тула всегда была невысокой и оттого привлекательной, зелёной, не давящей нависающими архитектурными формами, отчего даже неширокие улочки кажутся свободными и светлыми. А сочетание бревенчатых домов горожан и каменных домов зажиточных граждан делает его интересным и неповторимым для прогулок как у туристов, так и у самих горожан. Уже во многих российских городах исторический центр стараются сохранить: старые здания отремонтировать, разрушенное восстановить с учётом старых планировок и сохранения этажности (хороший пример — улица Металлистов, здания на пересечении улиц Менделеевской и Тургеневской).
В материалах текущих слушаний строительство планируется по улице Ф. Энгельса, 70. Это парковая зона, с уже исторической высотностью примыкающих застроек, и высотная застройка нарушит не только сложившийся архитектурный баланс. Выезд с территории жилого комплекса возможен только на ул. Ф. Энгельса, и в часы пик встанет еще одна магистраль города — единственная альтернатива проезду по проспекту Ленина. При этом из-за дополнительного потока на этой и так уже перегруженной трафиком улице будет окончательно разбалансирована и работа городского трамвая. Более того, у входа в Центральный парк строится огромный торговый комплекс с океанариумом, что также усугубит трафик.
Еще одним изменением и переводом в зону Ж-5 с планируемым дальнейшим строительством высоток жилого комплекса является территория по Новомосковскому шоссе, с выходом на улицу Рязанскую, а значит, непосредственный выезд с территории комплекса будет осуществляться на ул. Рязанской напротив старого авторынка с внешней стороны города и на Новомосковское шоссе. Что это значит? Все жители данного ЖК будут вынуждены выезжать с территории комплекса или на само шоссе, чтобы въехать в город по ул. Оборонной, или на ул. Рязанскую.
Напомню, что здесь с внешней стороны Восточного обхода в Левобережном уже построены и строятся жилые комплексы «Венец», «Рязанка Грин», «Патриот», с внутренней стороны достраивается ЖК «Юго-Восточный», строится ЖК «Суворовский». Вероятно, это еще не все. Нет необходимости описывать, какая ситуация уже сложилась в часы пик на этом участке для разворота и выезда на улицы Оборонную и Староникитскую, где достраивается ЖК «Современник», выезд из которого также на ул. Оборонную. ЖК «Юго-Восточный» и «Суворовский» вообще получили только один-единственный выезд, по одной полосе на направление через Кауля до Староникитской и Оборонной или с той же Кауля по Новомосковской опять на Оборонную. Для этих новостроек давно запланированы дороги, которые нанесены на карту функциональных зон города: с выходами к мосту на ул. Советской и через несуществующий мост на ул. Кирова и полноценный выезд на Восточный обход. Вопрос: когда их построят?
Против самих высоток в этом месте сказать нечего, проблема в подходе. Если решили допустить такую плотность населения в данном районе, извольте вначале спроектировать и построить новые, дополнительные дороги, развязки, мосты и путепроводы, чтобы разгрузить Рязанскую, Восточный обход, Новомосковское шоссе, Оборонную, Староникитскую, Кауля. И в первую очередь необходимо обеспечить разгрузку выезда из Юго-Восточного.
А ведь перечислены еще не все новостройки, завязанные на улицы Оборонная и Староникитская. Ведется строительство, и скоро наполнится людьми и машинами новый ЖК вместо Центрального рынка.
Через два квартала по Оборонной в 2024 году были проведены публичные слушания по изменению Правил землепользования и застройки, чем по сути дано разрешение на строительство среди частного сектора среднеэтажного ЖК «Дворцовый» на ул. Оборонной. Указанный ЖК планируется с выездом на Оборонную.
Еще одни застройщики пытаются выкупить квартиры по дешевке в домах, построенных сразу после Великой Отечественной на ул. Первомайской, 15К… Это отличные и добротные дома с уютными тульскими двориками, а не ветхий жилой фонд, и месту позавидует каждый житель Тулы — около Центрального парка. Не сложно догадаться, почему там появились дельцы от застройщика, и понятно, что они ответили на вопрос жильцов о том, что хотят строить, — очередной многоквартирный дом.
Небольшой совет тем, кто в текущей ситуации задумывается инвестировать деньги в недвижимость. Не смотрите на новые и неполностью выкупленные новостройки, обратите свое внимание на вторичку, а лучше на коммерческую недвижимость.
По информации «Дом.РФ», сейчас в Туле 42% новостроек стоят непроданными (https://myslo.ru/news/tula/2025-02-04-bystro-stroyatsya-no-ne-pokupayutsya-v-tul-skoj-oblasti-ne-prodany-42-novyh-kvartir). Но застройщик, вероятно, считает такие квартиры хорошим капиталовложением (не для жизни, а чтобы просто сохранить капитал в недвижимости). Поэтому застройщики упорно продолжают строить жильё. А кто-нибудь сможет ответить, когда встанет вопрос о сборе платежей за капремонт нынешних новостроек, кто будет платить за так и непроданные квартиры? Застройщик с инвестором? Администрация? Или это ярмо придется взвалить на себя жителям этих новостроек? Через десяток лет эти дома придут в упадок в результате отсутствия достаточного финансирования на ремонт фасадов общих помещений, лифтового оборудования и т. д.
Только наши слаженные действия могут создать новый гармоничный город Нужно только включить мозги, сердце и вспомнить про душу и ответственность перед будущими поколениями! В центре нужно строить невысокие дома, гостиничные комплексы и прочее (это тоже выгодно), чуть дальше исторической застройки — современный, но широкий и доступный город. И давайте сохраним то, что еще осталось, — «целостная историческая среда: Городская среда, сохранившаяся в историческом виде или соответствующая ей по своим характеристикам и способствующая наилучшему проявлению ценных качеств объектов культурного наследия» (СП 42.13330.2016).
Приглашаю вас принять участие в проводимых публичных слушаниях. Предлагаю общими вопросами сделать уже приведенные в статье примеры — Ж-5 Новомосковское шоссе (ул. Рязанская) и Ж-5 Ф. Энгельса. В ходе слушаний по каждому вопросу необходимо дать замечания или предложения как по внесению изменений в Генеральный план (постановление № 23-п), так и по изменению правил землепользования и застройки города Тулы (постановление № 24-п).
На сайте администрации можно посмотреть материалы прошедших слушаний, особенно заключения, и ознакомиться с постановлением ТГД от 27.06.2018 № 54/1299.
Ссылки на материалы слушаний:
Постановление № 23-п Генплан: https://npatula-city.ru/category/publichnye-slushaniya-i-obshchestvennye-obsuzhdeniya/publichnye-slushaniya/20061/
Постановление № 24-п ПЗЗ: https://npatula-city.ru/category/publichnye-slushaniya-i-obshchestvennye-obsuzhdeniya/publichnye-slushaniya/20062/
Если файлы не открылись в браузере, необходимо либо попробовать через другой браузер, либо если Яндекс: Настройки / Инструменты / Просмотр файлов / , убрать флажок Открывать файлы офисных форматов в браузере. Файл скачается на устройство.