30 марта с учениками старших классов ЦО№5, провёл инструкторско-методическое занятие на тему «Опасный подснежник».
Ни для кого не секрет, что в весенние каникулы и майские праздники, родители с детьми, а подростки порой и самостоятельно выбираются за город. Но мало кто знает, что именно на это время приходит пик детского травматизма и смертности от обнаруженных боеприпасов оставшихся на полях Великой отечественной Войны.
Местность в городе Тула и пригороде, в ходе многодневных оборонительных боёв, оказалась перенасыщена оружием и боеприпасами, в разной степени опасности и состояния. Однако не смотря на прошедший длительный период послевоенного времени, поиск, разминирование и рекультивацию земли, до сих пор остаётся вероятность обнаружения «последнего привета той войны».
Я заканчивал школу в 1996 году в городе Торопце (Тверской области). Так уж получилось, что город пробыл под оккупацией полгода. Даже спустя пятьдесят лет после окончания войны, угадывались окопы и ходы сообщения, а поисковики вскрывали заваленные блиндажи и находили технику в болотах. И из года в год на весенних каникулах повторялась одна и та же ситуация… чрезвычайная ситуация. При тёплой погоде, подростки шли в лес, и в ходе игры, а то и целенаправленно находили снаряды, мины, гранаты той войны. Я не специалист по почвам, но обратил внимание, что после схода снега, из земли все эти «подарки» как будто выталкивает. Как будто бы сама земля пытается освободиться от «смертоносной начинки».
Именно таким образом, ученики 10 класса нашли железные колышки, которые оказались снарядами для зенитки, и при попытке дома на кухне очистить один из «колышков» от грязи погибли. Буквально следом, снова пострадали дети, найдя в заваленном ходу сообщения ракетницу, попытались вставить в неё подходящий по размеру патрон, но то ли патронник у ракетницы был коротким, то ли боеприпас был длиннее, по этому один из школьников начал куском кирпича вбивать патрон в патронник…
Естественно, что «ЧП» такого рода не может остаться без внимания, по этому из части, где служили мои родители, в нашу школу пришёл и провёл занятие специалист по минно-взрывному делу, как сейчас помню капитан Горелов Александр Александрович, мы с ним на одной лестничной площадке жили.
Провёл он занятие, в том числе и в том классе, где погиб школьник, при чём как положено, с плакатами и пособиями (в то время кинопроекторы не везде были). Вышел из класса, идём мы с ним по коридору, а перед нами идут три балбеса из этого самого класса, и мы слышим окончание фразы:
- …да он дурак! Не знал, как надо правильно!!!
То есть, смерть соседа по классу не только не напугала, но и даже не заставила задуматься. Кроме того, в настоящее время, интернет и ютуб, переполнены видеороликами, в которых авторы, не имеющие хоть какой то специальной подготовки, рекомендуют и советуют какие либо действия идущие в разрез не только с требованиями безопасности, но и со здравым смыслом!/ https://youtu.be/JxV7IoaK17k /При этом, возраст пубертатного периода, желание доказать свою взрослость, отрицание авторитетов и попытки самоутвердиться, создают все предпосылки к гибели и травматизму подростков.
Зима у нас в этом году затяжная, но совсем скоро осядут сугробы, и из под грязного талого снега появятся «подснежники». При этом, если обычный мусор и отходы могут испортить настроение, то «последний привет той войны» может оставить инвалидом или забрать жизнь.
Как же распознать притаившуюся смерть? Это достаточно сложно, и желающий поучаствовать в этом квесте, на кон ставит своё здоровье прежде всего. Почему? Да потому что «подснежник» прежде всего это какое то изделие, которое пролежало в земле около 80 лет, как правило корродированное, возможно деформированное, сменившее «военый» окрас, частично разрушившееся, и внешне кажущееся абсолютно неопасным. Например, раздельный картузный пороховой переменный заряд гаубицы Б-4, напоминает гнилое полено… а пороха в этом «полене» от 4 до 15 килограмм.
«Подснежником» может оказаться что угодно:
- кусок ржавой проволоки, торчащий из под корней, немецкой растяжкой;
- дырявый блин с металлическими блёстками, который так прикольно ломается и кристаллически-коричневый на месте слома – противотанковой миной;
- ржавый колышек – зенитным снарядом;
- стеклянный шар – ампулой с зажигательной смесью;
- фляжка с каким то «песком» - партизанская граната с кордитом…
Огромное разнообразие форм и наполнение боеприпасов объясняется просто, в условиях военного дефицита, на корпуса шёл любой материал, жесть, алюминий, стекло, дерево, пропитанная ткань. Порой определить принадлежность потенциально-опасного объекта составляет серьёзную задачу не только у специалиста-боеприпасника, но и у эксперта криминалиста при проведении химического анализа.
В преддверии тёплой погоды, майских праздников и летних каникул, призываю всех быть осторожными, не разводить костров в неположенных/незнакомых местах и быть бдительными.