Не в отдаленных уголках нашей области есть славный поселок Епифань. Этот бывший уездный город славится своей самобытностью и богатой историей. Здесь мы, участники совместного проекта музея-заповедника «Куликово поле» и кафедры журналистики ТулГУ, научились разжигать самовар, поняли, что в уздечке можно запутаться, потерпели поражение в подсчете прибыли и поняли, что ничего не знаем про фунты и аршины.
Но обо всем по порядку.
Еще на подъезде к Епифани замечаем абсолютно не характерное для здешних мест здание. Это величественный, тянущийся к небу Никольский собор. К нему, стоящему на Красной площади, ведут все здешние дороги. Епифань – это преимущественно одноэтажные дома. В одном из них, ничем не выделяющемся из общей массы – музей. Музей купеческого быта! А рядом – лавка, по-нынешнему - магазин. Двери призывно распахнуты. Нас здесь ждут.
Первым в старинный (строили в 1913 году!) купеческий дом влетает соседский недопесок. Он сопровождал нашу машину, предварительно ее облаяв. А теперь вот дорогу показал, по-свойски. Пса ловят, он уворачивается, а мы оглядываемся вокруг: экскурсия началась.
Начальной точкой нашего погружения в купечество стала гостиная дома, где хозяева принимали своих посетителей. Перед нами - широкий стол с кузнецовским фарфором и столовым серебром. Глубоко уважаемый домочадцами шкаф, в котором хозяйка под замком хранила сладости. Объемистый комод скрывает сокровища: кожаные перчатки, веер, туфли с перламутровыми пряжками для выхода в свет. Граммофон на специальной этажерке – не отставали от технического прогресса в семье купца! На ломберном столике – нет, не карты. Шашки! Оказывается, в Епифани в них играли все. Первый чемпион Российской Империи по шашкам - местный, из купцов, Оводов. Нам лукаво предлагают: Сыграйте! Партия завершается быстро: мы те еще гроссмейстеры, телефон привычнее. Да, один-ноль в пользу Епифани. Заглянув в кабинет хозяина и спальню хозяйки, выходим во двор. Здесь все тоже чередом: добротные постройки, ухоженный сад, вскопанный под зиму огород. Под навесом – самовары. Оказалось, они не только благополучие демонстрируют, а вполне себе рабочие. Хотите чаю, - говорят нам, - разжигайте самовары. И две корзины со щепой и спичками выдают, призывая разделиться на две команды. Мы - люди городские, чай больше в кафе пьем. Оказалось, не так сложно! Загудели самовары, искры из трубы полетели. Один-один, Епифань!
А нам уже другую проверку приготовили. Каждый купец умел седлать лошадь. Нам предлагают надеть на «лошадку» уздечку.
Самовары разожжены, лошади запряжены. Пожалуйте в погреб, - приглашают нас. Оказывается, в подвале не только скоропортящийся товар
хранили, но и торговали. Отсутствие электричества было на руку купцам: при свечах не очень-то разглядишь качество товара. Вот и мы входим в темное и холодное помещение с обычной свечкой. Горшки, бочки, бутыли и бутылки, корзины, огромные крюки, весы, безмены, окорока (бутафорские, как и колбасы), мешки большие и маленькие, головки «сыра», утварь. Порядок, как и положено у приличного купца. Вот только банки с вареньем и огурцами солеными современные. Тоже местные, в усадьбе выращенные, музейщиками заготовленные. Интересно, для чего?
На выходе – на почетном месте - счеты. Не совладали мы с ними. Не смогли без многочисленных подсказок отложить на костяшках 15870 рублей 6 копеек. Так скоро и считать разучимся. Два – один, Епифань.
Из подвала попадаем в торговую лавку Байбакова. На вывеске значится: «Мелочные изделия Байбаковых». По тем временам в лавке можно было купить абсолютно всё, но только весь товар был в небольшом количестве. Сохранились монеты, бумажные купюры, маслобойки, глиняные горшки, уздечки, кровати и даже сундуки. На стенах - реклама прошлого столетия.
Наверное, выглядели мы как настоящие покупатели, которые сначала глаза продают, а потом товар покупают. Долго разевать рот нам не позволили. Выбрали «купца» и «посетителя». Один, надев сюртук и картуз, встал за прилавок, второй, примерив такой же наряд, приценивался. «Покупатель» требует фунт чая. «Купец» путается в мерах веса, «забывает» цену. Но как-то, не без помощи внешних сил, они договариваются. Теперь, - говорят нам, - сделку нужно обмыть.
Мы к такому повороту не готовы. Обмыть? В музее?
Оказывается, обмывали куплю-продажу в начале 20 века только чаем.
Вот для чего мы разжигали самовары! Вот оно, варенье из погреба. Но на столе еще и огурцы: оказывается, чаю предшествовали соленые закуски. Так разжигался аппетит.
Счет давно потерян. Ты победила и покорила нас, Епифань! И кое-чему научила. Здесь стоит побывать. Ведь тот, кто в Музее купеческого быта не бывал, тот Епифани не видал.
Виктория Жихарева,
студентка 3 курса кафедры журналистики.
Фото Екатерины Коноваловой,
студентки 3 курса кафедры журналистики.