5. Ялта. Ущелье Темиар - Блог «Гульбарий» - MySlo.ru
Ялта. Ущелье Темиар

Новый КРЫМСКИЙ гульбарий
от Андрея Илюхина и Елены Свиридовой.

- Ущелье Темиар над Ялтой давно манило нас своей неизведанностью. Зажатое между гребнями Кизил-Кая и Иограф, оно спрятало в своих теснинах скромную горную речку, недоступные каскады, водопады с интригующей воображение купелью Дианы… Однажды мы попытались добраться до таинственной купели, возвращаясь из ущелья Люки мимо секвойевой рощи у родника Бабу-Корыто — речку-то мы нашли, даже попытались чуть подняться по ней. Это оказалось довольно-таки напряжно. Поэтому первую же попавшуюся ванночку мы и приняли за ту самую купель. Конечно, ошибочно, но дальше нас дебри не пустили. Уже позже мы узнали, что снизу хода в ущелье нет. Прошло полгода... И вот теперь уже весной — и благодаря подсказкам известного ялтинского фотографа Сергея Титова — мы всё же отыскали путь в ущелье Темиар.

Дорога эта начинается от верхней точки Дарсановской улицы. И если на Иограф от неё — влево вверх, то к Темиар — вправо вниз. Главное не разгоняться и не пропустить на спуске перпендикуляр нужной тропы. И мы отправились на поиски, попутно любуясь весенним лесом. Он был полон цветущих примул — невероятные, разноцветные клумбы среди шишек и опавшей хвои. Пахло разогретыми солнцем соснами. Сперва укрытая лесом, тропа вскоре вынырнула под жёлтые скалы. Путь в ущелье был найден.

Тропка, вначале пологая, вскоре сделалась крутой и каменистой. Время от времени от неё отделялись и убегали вверх по крутому боку горы тоненькие, но решительные ответвления. Похоже, это категоричные смельчаки лезли в лоб на хребет Игораф. А ущелье делалось всё масштабнее и дремучей. Однако ж, невзирая на дремучесть, в нём оказалось довольно людно — возможно, причиной тому был воскресный день… На широкой площадке перед спуском к водопадам обнаружилась целая экскурсионная группа, галдящая, спорящая, фотографирующаяся и переобувающаяся… Водопады гудели где-то под скалами, вне зоны видимости. Под площадкой открывались будоражащие воображение и щекочущие нервы обрывы. Мы решили пока подняться к истоку реки, чтобы разминуться с шумными попутчиками и не застить друг другу природных красот…

Это место стоило долгого подъёма! Исток Темиар — могучая струя ледяной кристально-чистой воды — вырывался из скалы с рёвом и брызгами. Широкими прядями разбегались по зелёным мшистым камням струи водопада — словно сверкающие серебром расплетённые косы. Вода пробивала себе то тут, то там дорогу внутри скалы. Из камня выступали узловатые, тропического вида то ли стволы, то ли корни, и свешивались с каменного откоса роскошные лианы. А на влажных полянах под истоком росли подснежники и примулы — разноцветные кустики-клумбы прямо посреди журчащих прозрачных ручьёв, «по пояс в воде». Мы долго стояли под скалой, слушая рёв воды и подставляя ладони под тугие, упругие струи, и любовались, как искрится солнце в хрустальной воде. А потом сидели на бревнышке, на полянке среди примул и ручейков, обедали, и мечтали только, чтобы никто не нарушил нашего уединения с этой волшебной дремучестью…

Узкой тропкой мы вернулись назад к давешней полянке-развилке и по-над кручей ущелья аккуратно поползли вниз к реке. Каскады водопадов, может, и не поражают воображение, но вкупе с местом — диким и первозданным — не отпускают от себя. Белые струи обрушиваются в яркие зелёные озерца, скалы оправлены в изумрудные сплетения ветвей и лиан. Чудное место, сказочное место… И никого вокруг — только скалы, вода и напоённый сыростью и прохладой, заключённый меж каменных стен простор. Река с рёвом убегала вниз, в жутковатые обрывы — подходить к ним, чтобы заглянуть вглубь ущелья, было довольно жутковато…

На уже родной полянке мы увидели, как плотные облака закрывают нам Ялту, всю долину внизу, грозя поглотить её целиком. Но не поглотили — улетели в горы, застряли на каменных гребешках белыми шапками. И немного припугнули нас начавшейся моросью — скользить вниз по крутой тропе было бы очень неприятно. Однако обошлось, и спуск наш прошёл без приключений. Мы вышли к подножиям гор, на зелёные по-весеннему лужайки. Солнца уже не было, вершины кутались в облачность. Сизыми конусами высились над полянами горы, и рыжими полосками бежали тропки среди зелёных трав. Наше путешествие в глушь Темиар закончилось. Но день продолжался — и нас ждала любезная нашим сердцам Ялта...

Для тех, кто захочет отправиться на поиски ущелья Темиар, есть его точные координаты: N 44° 31.124' E 34° 7.720'

После первозданной дремучести ущелья мы спустились в совсем другой мир. Ялта — город-праздник — распахнулась перед нами в долине над морем. Мы возвращались в неё, словно в родной дом.

В Ялте буйствовала весна. На обочинах — прямо у шоссе — ярко розовели цветущие кусты айвы, и ещё какой-то жёлтый весёленький кустарник, названия которого мы не знали. Мы углубились в знакомые улицы, полные суеты и кошек всех калибров, характеров и мастей…

Гуляли по городу, и бродили по набережной, где нас ждал целый аттракцион! У самого берега выныривали из воды дельфины — кто-то рядом сказал, что они пригнали в бухту кефаль и теперь трапезничают. Народ выстроился у воды, азартно наблюдая, как волны разрезают острые плавники и глянцево-чёрные спины. Мы принялись считать, сколько раз дельфины вынырнут на наших глазах из воды, насчитали несколько десятков — и сбились…

А рядом на аллее цвела розовая магнолия. Тюльпановое дерево! Огромные цветки сплошь покрывали безлистые ветви, и люди роились вокруг деревьев, словно пчёлы, норовя сохранить в свои фотоаппараты кусочек этого экзотического чуда.

Разумеется, мы с готовностью включились в фотоохоту. А наснимавшись и налюбовавшись, отправились по набережной дальше — к любимому подвальчику, где на дубовых лавках за дубовыми столами так приятно и уютно дегустировать вкусное крымское вино. Густой десертный аромат — самое то для финала долгой весенней прогулки…

А потом на Ялту незаметно опустился вечер, весь в нарядных огнях. Засветились разными цветам не успевшие покрыться листвой могучие ялтинские платаны. Праздничный курортный мир околдовывал, заманивал, звал гулять знакомыми радостными аллеями… И мы поддались ялтинской магии — так, что едва успели на последний автобус в Алушту...

Хотите поделиться своими «дорожными историями»? Пишите
в личку Татьяне Афанасьевой
И да здравствует наш общий и бесконечный «Гульбарий»! ;)

Главные новости за день в нашем Telegram. Только самое важное.

Перейти в Telegram

25 марта 2014, в 15:20 +13

«Гульбарий»

Маршруты выходного дня и дерзкие планы на лето. Кто не подпишется, в отпуск не пойдет!