Скоро в школу
Скоро детишки пойдут в школу. Некоторые из них переступят школьный порог впервые. И для них особенно важно приступить к учебе в благоприятном эмоциональном состоянии. Конечно, важны и знания, с которыми ребенок должен подойти к первому классу. Но! Если малыш тревожен, агрессивен, подавлен, учиться ему будет в десятки раз сложнее, чем другим ребятам. В то время, как другие будут продолжать идти по учебной программе, эти малыши «застрянут». Например, тревожный ребенок во время объяснения учителем новой темы, не будет слушать педагога. Он будет занят размышлениями: «правильно ли я разложил по парте учебники» или «на меня как-то плохо посмотрел учитель, наверно я что-то не так сделал».
Так, занятый тревожными мыслями, ребенок пропустит весь новый материал.
Берем в руки карандаш...
Рисунки человека могут многое рассказать о его личности. Сегодня существует много различных «рисуночных» психологических методик. Психолог предлагает изобразить автопортрет, дерево или дом… а потом подробно анализирует творчество человека. Кажется странным: как рисунок может что-то рассказать о трудностях человека?! Но практика показывает, что иллюстрации – прекрасный способ выразить эмоции и хороший «материал» для психолога.
Как бы взрослый человек не старался контролировать себя в процессе рисования (например, избегать темных красок или страшных сюжетов) уголки его личности все равно проявятся в его иллюстрации. Ну а в детском возрасте, когда малыш даже не подозревает, что его тестируют (не люблю это страшное слово, но что делать))) , такая методика особенно эффективна.
... и рисуем кактус
Определить эмоциональное состояние, с которым малыш подходит к учебе в школе, можно с помощью простой методики «Кактус». Попросите ребенка нарисовать кактус (цветными карандашами). На любое уточнение малыша отвечайте, что он может рисовать, как хочет, как ему нравится. Как показывает практика, кактус дети изображают совершенно по-разному. Например, рисунки юных туляков:
девочка, 7 лет
Вполне "домашний" рисунок. Кактус изображен в горшке, есть шторы, приятные цвета, изображен цветок, рисунок заполнил весь лист бумаги, нарисовано немного иголок.
Такой рисунок говорит о стремлении к домашней защите, некотором эгоцентризме ребенка, стремлении к общению. Характер линий говорит о некоторой импульсивности. Такие дети обычно хорошо учатся, стараются во всем слушать учителей.
мальчик, 7 лет
Настораживает цвет, разрозненные линии, сам по себе рисунок слабо напоминает кактус.
Рисунок говорит об агрессивности, тревожности ребенка, импульсивности, рисунок был расположен внизу листа - с краю: неуверенность в себе. Такой ребенок может быть постоянным нарушителем дисциплины на уроках.
мальчик, 7 лет
Небольшой рисунок в центре листа, нет иголок, горшка, корня. Рисунок как бы "повис" в воздухе, никаких лишних деталей.
Рисунок говорит о неуверенности в себе, тревожности, отсутствии лидерских качеств, "ведомости", интровертированности (человек "направлен в себя", не очень общителен). Такому малышу нужна поддержка в учебе со стороны учителей и родителей.
мальчик, 7 лет
Большое количесто иголок, они очень длинные, сильная неаккуратная штриховка, изображен горшок, рисунок большой - на весь лист бумаги.
Рисунок говорит об эгоцентризме, агрессивности. Ребенок стремится к домашней защите, импульсивен. Такому малышу может быть трудно сосредоточить внимание на уроке: его все время будет что-то отвлекать.
Итак, обратите внимание на то, как выполнен рисунок: в какой части листа он изображен, какова сила нажима карандаша, какие цвета использует малыш, какой длины иголки и есть ли они вообще, есть ли цветочный горшок, есть ли выраженная штриховка. Как рисует ребенок плавно или угловато? Если рисунок ребенка показался вам очень «странным», не пугайтесь. Уверенно говорить по одной рисуночной методике об эмоциональном состоянии ребенка нельзя. Но ради любопытства можете попробовать провести этот тест))
Простой рассказ
Итак, идти в первый класс малыш должен прежде всего в хорошем эмоциональном состоянии. Помните, психологическая готовность ребенка к школе во многом зависит от его родителей. Сама я не раз наблюдала картины, когда родитель, прогуливаясь со своим малышом, начинал увлекательный рассказ. Мол, вот скоро в школу пойдешь, начнутся твои мучения или пойдешь в школу - забудь об играх, будешь за учебниками сидеть. Дорогие мамы и папы, именно вы закладываете своим детям положительное или отрицательное отношение к учебе.
Даже если ваш школьный опыт был негативным, не надо транслировать его своему чаду.
Надо наоборот рассказывать о школе с интересом. Причем говорите самые простые вещи: в школе у тебя будет учитель, его надо слушать, ты будешь учиться вместе с другими ребятами, в школе у тебя будут различные уроки: чтение, математика, естествознание… и т. д.
Кстати
Рисунки - это не только неплохой способ диагностики, но и прекрасная возможность для выражения эмоций. Существует даже такое понятие - арттерапия. Вот, например, рисунок психически больного на сеансе арттерапии, который нам показал один тульский психиатр:
В общем здесь сюжет ясен. А покапавшись по просторам интернета можно найти более "креативные" творения: