Малыш должен быть готов к школе не только физически, но и психологически. А это значит, что в 7 лет у ребенка должны быть сформированы на определенном уровне речь, память, внимание, мышление, воображение…
Обычно родители думают, что малыш, научившийся к семи годам читать, писать и считать, легко адаптируется к школе. На самом же деле готовность ребенка к первому классу складывается из нескольких критериев:
1. Память
Существует память зрительная и память «на слух». Вы можете развивать способность к запоминанию незаметно для малыша. Например, попросите его пересказать мультик или сказку, которую он посмотрел. Задавайте ребенку уточняющие вопросы о сюжете и героях. Таким образом, малыш будет задействовать не только память, но и речевые функции: расширять словарный запас.
Тренировка памяти
Покажите картинки ребенку в течение 10 секунд. Затем попросите его рассказать, что он запомнил.
В течение 3 секунд малышу надо запомнить фигуру. Потом попросите его нарисовать ее. Каждую фигуру показываете по очереди.
2. Внимание
Если ваш ребенок может уделять 15-20 минут одному делу и с интересом им заниматься, значит, его внимание находится на нормальном уровне развития. Попросите малыша пройти лабиринт, найти отличия на картинках, посчитать количество букв «А», «В» и любой другой буквы в тексте, - эти упражнения помогут повысить уровень внимание ребенка.
Тренировка внимания
Попросите ребенка раскрасить одним цветом одинаковые фигуры.
Малышу надо повторить узор.
3. Мышление
Пожалуй, самое сложное, для большинства дошкольников – это задачки на логику. К семи годам ребенок должен уметь находить сходство и различие предметов при сравнении, правильно объединять предметы в группы. Чтобы развить мышление, ребенку можно показать картинки и попросить выбрать среди них лишнее изображение. Например, на трех карточках изображены фрукты, а на четвертой - овощи, поэтому последняя картинка не подходит к остальным.
Малышу надо научиться устанавливать причины и последствия действий. Этот навык может отражаться в речи ребенка. Родители могут попросить ребенка закончить предложение: «Маша упала с велосипеда, потому что…» Если дошкольник сможет правильно продолжить мысль, значит, его мышление находится на хорошем уровне развития. Верным ответом в этом случае будет указание на причину падения: «потому, что врезалась в столб» или «слишком быстро ехала». Если же малыш ответит одним словом или вообще не поймет смысл задания, уделите больше внимания развитию его мышления.
Игра на мышление - http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-logiku-i-myshlenie/podberi-paru-igra-1
4. Моторика руки
У дошкольников, обычно, мышцы кисти руки (или по-другому - моторика руки) развиты недостаточно для того, чтобы полноценно овладеть письмом. Развить ручки ребенка можно с помощью раскрасок или лепки. Запишите малыша на курсы по рисованию. Таким образом, ребенок будет развивать воображение и моторику руки одновременно. Подготовить детские пальцы к письму можно также, используя нитку и бисер: нанизывая маленькие бусинки на нить или леску, ребенок будет развивать двигательные навыки.
Тренировка моторики
Рисуем с помощью фасоли и нанизываем бусинки на нитку - хорошие упражнения для развития моторики.
5. Речь
Чтобы ваш ребенок учился грамотно разговаривать и писать, достаточно просто разговаривать с ним и показывать на своем примере, как это можно правильно делать. Задавайте будущему первокласснику вопросы и внимательно слушайте его ответы. Помогайте подбирать ему новые слова, чтобы он смог построить красивое предложение.
6. Ориентация в пространстве
Первоклассник должен владеть такими определениями, как «выше — ниже», «больше — меньше», «вперед — назад», «справа — слева», «дальше-ближе» и т.д. Для того, чтобы научить ребенка ориентироваться в пространстве поиграйте вместе с ним: расставьте в комнате игрушки. Спросите у малыша, какая кукла стоит выше-ниже, какая ближе-дальше и т.д.
7. Мотивация
Важно, чтобы ребенок ходил в школу не «из-под палки», а понимал важность учебы, проявлял интерес на уроках. Для этого родителям надо разговаривать с малышом о том, что ждет его в школе. Рассказ должен быть совсем простым: «Скоро ты пойдешь в школу, там очень интересно", "У тебя будет учитель, который расскажет тебе о…", "В классе с тобой будут учиться другие дети, ты наверняка с ними подружишься…» и т.д.
Развитие всех этих критериев необходимо для ребенка не только для того, чтобы в его дневнике появлялись хорошие отметки, но и для того, чтобы малыш получал удовольствие от процесса учебы, смог легко находить общий язык со сверстниками и обрел уверенность в себе.