1. Моя Слобода
  2. Город
  3. Тула историческая
  4. Улицы
  5. Красноармейский проспект: 50 лет истории  - MySlo.ru
Красноармейский проспект: 50 лет истории 
Томилинская улица. Значит, снимок сделан до 1900 г.

Красноармейский проспект: 50 лет истории 

В 1973 году исполком Тульского городского совета депутатов трудящихся принял историческое решение. С 25 июля этого года бывшая Красноармейская улица теперь стала именоваться проспектом.

И ему сейчас исполняется ровно полвека. Проспектов и по сей день в городе всего два: проспект Ленина – бывшая Киевская и Коммунаров, и Красноармейский – бывшая Суворовская. 

Когда же будет Тула?

Протяженность Красноармейского проспекта всего ничего – 2,7 километра. Тем удивительнее, что даже такой небольшой отрезок вечно считался одним из самых проблемных в городе. Была даже в ходу байка, как некий приезжий, сойдя с поезда, сел в трамвай. Ехал-ехал, а потом удивленно спрашивает: «Когда же, наконец, начнется Тула?». Нечто подобное, кстати, вспоминают многие, ныне уже старожилы города, приехавшие на жительство в Тулу из других мест. Для них путешествие на трамвайчике от вокзала к центру становилось шоком: булыжная мостовая, покосившиеся, вросшие в землю домики и милые старые дворики, окруженные хибарами, где стояли дежурные детские качели с дощечкой вместо сиденья, укрепленной на толстой веревке. Тротуары настолько узкие, что встречным прохожим иногда даже было трудно разойтись друг с другом. 

Все эти интерьеры начали окончательно исчезать только в семидесятые годы прошлого века. И это еще вовремя случилось. В наше время такая реконструкция скорее всего проходила бы под гневный аккомпанемент общественности с требованием спасти старую Тулу.  

dzXiEuUthFU.jpgДореволюционный вид на Суворовскую улицу.

В царские времена, когда в 1914 году Тулу посетил император Николай II, он, сойдя с поезда, начал свое знакомство с городом именно с Суворовской улицы. Правда, особо разглядеть ничего не смог – дома предварительно были украшены иллюминацией, а по обе стороны дороги стояли радостные толпы горожан и приветственно махали флажками. На той узкой улочке увидеть императора можно было практически с расстояния вытянутой руки. Воспоминание на всю жизнь. Но вот во время одного из визитов руководителя Советского государства Никиты Хрущева, его не рискнули везти к обкому партии коротким путем, направив кортеж в объезд – через Первомайскую. 

Повернись история немного по другому, Красноармейского проспекта в его нынешнем виде могло и не быть. В довоенных планах реконструкции города рассматривался альтернативный Красноармейской улице вариант магистрали, ведущей от вокзала к центру города. Предполагалось, что таковой станет улица Демонстрации, бывшая Калужская. До осуществления этого замысла, по-видимому, просто не дошли руки. Да и затрат эта идея требовала немалых.

Главным препятствием, почему Красноармейская неохотно перестраивалась, считались плохие грунты. Когда-то тут было болото. Обычные фундаменты в мощных слоях илистых напластований были очень дороги и трудно осуществимы. Только в шестидесятые годы прошлого века тульский совнархоз освоил выпуск новых свай для фундаментов, после чего появились первые кварталы кирпичных пятиэтажек с малометражными квартирами.

Томилинская дремлет

Изначально это была Томилинская улица – в честь тульского губернатора Якова Михайловича Томилина, пробывшего тульским губернатором аж полгода – с 15 июля 1800-го по 11 января 1801-го. Чем именно заслужил Яков Михайлович такое особое внимание со стороны туляков, теперь толком никто и не скажет. Во всяком случае, уже через сто лет его заслуги перед городом забылись, и в 1900-м году, когда в России отмечалось столетие со дня смерти светлейшего князя Суворова-Рымникского, Александра Васильевича, Томилинская стала Суворовской. Это решение Тульская городская Дума приняла в мае 1900 года. Однако с приходом новой власти Суворов неожиданно впал в немилость, и улица одной из первых подверглась переименованию, превратившись в Красноармейскую. 

Яркое свидетельство того, как выглядела улица в начале прошлого века, оставил писатель Николай Москвин. Вот цитата из его повести «Конец старой школы».

«Каждая улица города – на ладошке: вот начало, вот конец. Томилинская же – необозрима. Начинаясь от Посольской крупными домами, улица долго и прямо бежит к вокзалу. Дома – как в обратный конец бинокля: меньше, меньше, меньше… Дома, домики, домишки и дальше – пыльная муть. Из мути далекое паровозное «кукареку». В зимний прозрачный день паровозы кричат так звонко и весело, что кажется, будто они удрали с вокзала и бегут прямо по Томилинской в город. Вот сейчас из невидимого конца улицы, распугивая домишки-цыплята, вылетит острогрудый, колесный царь и вперед – дым, пар, свист, – вперед на Киевскую…

С необозримого конца Томилинской – посредине дороги, где лежат рельсы, – движется крошечный ящик. Пятнадцать долгих минут, и ящик равняется с Реальным училищем. Конка. Перед конкой бегут две чахлые лошади. Туловища их тесно прижаты друг к другу, прижаты до мыльной пены, до пота – срослись будто. Головы разведены в стороны: одна лошадь круто смотрит налево, другая круто – направо. И кажется: перед конкой бежит одна жирная лошадь о двух головах. 

В конке скучающие пассажиры – путешественники к центру города. Пыльный и безысходный взгляд в окно конки-ящика: доедем ли? Под ящиком крутятся колесики, визгливые, хрупкие, словно от детской коляски: доедем ли? 

Мимо. Конка повернула на Посольскую и скрылась. Томилинская дремлет». 

Судя по другим свидетельствам современников, улица и вправду была именно такой. Туляки постоянно жаловались на то, что тротуар на участке, примыкающем к лесному складу Зафрена рядом с Грязевской улицей (Лейтейзена), постоянно находится под водой. Поэтому прохожим приходится делать внушительный крюк, обходя огромную лужу. Жаловались на то, что дворники и в самый жаркий день метут улицу, когда полно прохожих, поднимая целые столбы пыли. Здесь даже практически не было ночного освещения. Хотя именно по Суворовской шла дорога от Курского железнодорожного вокзала в город.

Улица вообще пользовалась дурной славой и стабильно поставляла новости для криминальной хроники. 

«Весьма небезопасна Томилинская (Суворовская) улица, так много дающая в каждую сессию окружного суда дел о грабежах и т.п. прелестях, – отмечала в ноябре 1907 года «Тульская Молва», – несмотря на то, что по ней движение на вокзал ст. Тула и днем и ночью почти не останавливается. Некоторые переулки и открытое для вокзала место весьма благоприятны для занятий хулиганством. По ночам не имеет никакой охраны и это, вследствие полного отсутствия в 12 часов ночи на ней извозчиков, ставит в невозможное положение лиц, имеющих надобность попасть на вокзал».

Вот еще. 

«Некий В. А. Сергиевский загулял и попал днем в дом терпимости Гришиной. Здесь он познакомился с каким-то «Пашкой», который соблазнил Сергиевского отправиться в какое-нибудь место. Сергиевский согласился, и новые приятели отправились в меблированные комнаты Быкова, на Суворовской ул., захватив для компании проститутку П. Клейменову, – писала «Тульская Молва» в 1912 г. – Здесь новые знакомые угостили Сергиевского рябиновкой, которой он выпил всего две рюмки, но, видимо, туда был подмешан дурман, на воровском жаргоне «малинка», почему Сергиевский и потерял сознание. Когда он пришел в себя, то ни «Пашки», ни Клейменовой в номере не было. Сергиевский хватился бумажника. Его не оказалось. В бумажнике было 380 рублей и разные деловые документы». 

«Вчера на Суворовской ул., в д. Миленушкина произошел следующий случай, – это тоже из хроники 1912 г. – На дворе заспорили несколько женщин, причем спор перешел в ссору. Один из квартирантов Н. Вейнберг захотел быть «Соломоном» и вступил в чужой спор. Одну их женщин это так возмутило, что она первым попавшимся предметом так сильно ударила непрошеного «Соломона» по лицу, что пришлось вызывать «скорую помощь».

Даже в 1935 году «Коммунар» сообщил, что в одном из домов на Красноармейской улице ликвидирован притон воров. Во время обыска найдено много краденых домашних вещей. Содержательница притона Истомина и два ее сына – Прохор и Николай арестованы. 

9K0Nsx13IxE.jpgКрасноармейская, 24. С 1930-х до 1960-х здесь находился Привокзальный райком партии.

В 1908 году здесь случилась трагедия, которую долго обсуждали в городе. Один из жильцов меблированных комнат «Луч» хотел прикурить от лампы, но не сумел ее удержать и уронил на себя. Кто-то из проезжавших мимо увидел красные отблески в окнах и вызвал пожарную команду. Но к тому моменту, когда она прибыла, двухэтажный дом представлял собой огромный костер. Только к четырем утра пожар удалось локализовать. В огне сгорело все имущество содержателя комнат Трускова, а также инвентарь и товар винной лавки С.Ф. Занфтлебена, располагавшейся на первом этаже дома. Сгорел и еще один стоявший рядом дом. Слухи утверждали, что в пожаре сгорели двенадцать человек. В реальности в огне погибло двое. Еще один жилец, который, собственно, и стал причиной трагедии, был отправлен в больницу, но дорогой у него лопнул живот и он скончался уже на больничной койке.

Как улица превратилась в проспект

В послевоенное время на Красноармейской неспешно, но начали возводить трех– и даже пятиэтажные дома. В 1956 году был сдан характерный и для нынешнего облика улицы дом на углу проспекта и Фрунзе, с закругленным фасадом. Снимки, относящиеся к этому строительству – яркое свидетельство тесноты. Вагоны трамвая идут буквально под окнами строящегося дома.

Расширенная застройка улицы позволила увеличить ее в ширину вдвое – до сорока пяти метров. Легко подсчитать, что изначально она составляла всего-то метров двадцать – на два тротуара и проезжую часть.  

3CtWn-1A6P8.jpgПерспектива застройки Красноармейской ул. от р. Воронки. 1961 г. Рисунок из газеты «Коммунар». Видны трамвайные пути, более широкий тротуар слева и совсем маленький справа.

Строительство долго велось без единого архитектурного замысла. Участки под него выбирались стихийно, никак не расширяя улицу. Только в 1962 году появился первый проект реконструкции. Поскольку главной идеей было расширение проезжей и пешеходной части, строили пока даже без сноса старых домов. Хрущевские пятиэтажки и старые хибары стояли в линию, друг за другом. Иногда старые дома ютились во дворе уже построенных кварталов новостроек. Уцелевшие после старой застройки деревья теперь оказались ровно посредине улицы.

gBzctossHwA.jpgСтарые дома долго время стояли вместе с новыми. 1965 г.

Первые этажи новых домов отводились под магазины и были современно оформлены сплошными лентами зеркальных витрин. Это всем нравилось. По утвержденному плану предполагалось также, что большинство новых домов заселят рабочие близлежащих предприятий. Это позволит разгрузить городской транспорт. Параллельно расширялась до пятидесяти-шестидесяти метров часть прилегающих улиц – Фрунзе и Лейтейзена. 

fmZUQeFW89g.jpgШестидесятые годы прошлого века. Вид во двор с балкона пятиэтажки на Красноармейском проспекте.

Решали также, что делать со старыми производствами. В довоенный период на Красноармейской работали небольшие скобяные и самоварные производства. Но даже в семидесятые еще оставались осколки старого быта. Например, ватная фабрика на пересечении проспекта и Дмитрия Ульянова. Остатки ее старых корпусов некоторое время пытались замаскировать наружной рекламой. А еще – бывший свечной заводик, на месте которого в итоге появилась «Туламебель». С грохочущей фабрикой по производству мебели окрестные жители тоже пытались бороться, но им категорически ответили, что ее перенос в другое место города экономически нецелесообразен. Пообещав, правда, взамен, что на фабрике улучшат экологическую работу. 

28 октября 1972 года произошло историческое событие в жизни улицы. Строители приступили к разборке трамвайных путей.

На улице появились экскаваторы, бульдозеры, самосвалы. За время работ вынули 45 тысяч кубометров грунта, на вывозку которого понадобилось сделать 5 тысяч рейсов мощных 12-тонных Кразов. Уложили столько же щебня и других подстилающих материалов. Убрали старые электрокабели и уложили новые. Смонтировать сложную систему инженерных сооружений. Трудились не только специалисты, но и общественность. На субботники выходили целыми трудовыми и учебными коллективами.

IZkI8hVhXho.jpgКрасноармейская, начало 1970-х.

Единственное, с чем не справились – с регулируемыми стоками. После сильных дождей Красноармейский продолжало затапливать, как, собственно, затапливает и по сей день. 

Тем не менее работу тульских дорожников оценили очень высоко. Впервые в истории улицы, теперь уже проспекта, машины в обе стороны могли ехать в два ряда. В Тулу приезжал заместитель министра промышленного строительства РСФСР и за успехи в работе вручил «Тулдорстрою» Красное знамя. 

В 1973 году был создан комплексный проект застройки, реконструкции и художественного оформления Красноармейского проспекта, одобренный Госстроем РСФСР. Но это, конечно, уже совсем другая история. Через неделю поговорим о наиболее знаковых зданиях проспекта советского периода. 

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Дзен

26 июля 2023, в 11:00 +16
Другие статьи по темам
Место
 

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
Ретромагия со «Слободой»: снимки с историями наших читателей
Ретромагия со «Слободой»: снимки с историями наших читателей
Тульские городские типы: водовозы
Тульские городские типы: водовозы