В честь юбилея царя-реформатора вспоминаем один из самых грандиозных и дорогих для казны его проектов, который реализовывался на Тульской земле, — строительство Ивановского канала.
Водный путь от Черного моря к Азовскому
Канал получил свое имя от названия озера, служившего истоком Дона на границе Веневского и Епифанского уездов. С северо-западной стороны, противоположной истоку Дона, вытекала река Шать, которая впадала в Упу, та в Оку, а Ока уже в Волгу. То есть это был созданный самой природой путь для соединения севера и северо-востока Европейской России с югом.
Состояние сухопутных дорог в России всегда оставляло желать лучшего, движение же по воде было удобным и практичным способом.
Работы начались в 1702 году. В одном из приказов, изданном на имя Серпуховского воеводы, предписывалось собирать людей «с дворцовых, патриарших, архиерейских, монастырских и всяких чинов, с помещиковых и вотчинных крестьян, с бобыльских и с задворных и деловых людей дворов в Епифанском уезде к Ивановскому озеру». В марте на Ивановском озере уже работали более двадцати тысяч человек, среди них и пленные шведы.
Условия были ужасными — кругом торфянистые болота, трудно проходимые даже в жаркое лето. Да еще повальные болезни, малярия.
Люди трудились, стоя в воде, землю для насыпей возили с суши. Руководителем объекта был назначен близкий к царю князь Матвей Гагарин. Позже он стал губернатором Москвы, а затем всей Сибири. Правда, когда в 1711 году от него потребовали отчета о работах на канале, чертежи и бумаги пропали. Гагарина же в Сибири уличили в лихоимстве. Он был публично повешен в 1721 году в Санкт-Петербурге в присутствии царя и собственной именитой родни. Труп Гагарина после его казни потом возили с места на место в назидание чиновникам.
Как выглядел первый начальник строительства канала, мы не знаем. После казни царь Петр приказал уничтожить все его изображения. А в кино по роману Алексея Иванова «Тобол» Гагарина сыграл Евгений Дятлов.
Технической стороной заведовали приглашенные голландские мастера, а главным был командор Броур. На родину они были отпущены в 1709 году.
Поскольку царь Петр обещал как-нибудь лично приехать посмотреть дела на стройке, работы здесь кипели и летом, и зимой. Очистили и углубили озеро, болотистые берега укрепили высокой земляной дамбой со сваями. Чтобы увеличить количество воды в озере, в него провели ближайшие колодезные источники. Затем взялись за канал по Дону и Шати. Прежнее русло Шати было оставлено, а в саженях 30 от него начат канал в 12 саженей ширины и два аршина глубины. В русской сажени было чуть более двух метров. Для судоходства устроили искусственное поднятие воды посредством шлюзов — каменных камер с двумя воротами. В первый год успели сделать семь шлюзов.
Петр заехал на Иван-озеро 2 февраля 1703 года по пути в Воронеж. Ехал царь с большой свитой. Здесь были важные русские вельможи и любимцы Петра, а также иноземцы, в том числе голландец де Бруин, оставивший записи об этом путешествии. По ночам дорогу освещали окрестные мужики с фонарями. На Иван-озеро прибыли в девять утра 2 февраля, работами Петр остался доволен.
Всего к весне 1707 года построили 24 шлюза, а к 1709 году — 31. Первый из них стоял в Туле, возле кремлевского сада. Еще один шлюз на Упе был около деревни Криволучье. Последний — у деревушки Гаи в районе Куликова поля.
Царь Петр был нетерпелив и хотел как можно быстрее видеть результаты строительства в деле. С вскрытием рек весной 1707 г. последовал указ сломать все казенные и частные мельницы на Упе, а также тульские заводские плотины. Судоходство по Ивановскому каналу открылось. Но опыт оказался скорее неудачным — судоходство вскоре прекратилось. Причину Петр видел в недостаточном шлюзовании рек и медлительности работ. По его приказу количество рабочих увеличили. К маю 1709 г. сделали еще семь шлюзов.
В 1711 году после неудачной для России войны с Турцией путь к Азовскому морю был опять закрыт. Рабочих с канала распустили и вспомнили о нем, когда для увеличения воронежской верфи понадобилась доставка строительных материалов. 25 января 1717 года на имя Апраксина последовал именной указ, в котором предписывалось изготовить чертежи по шлюзам от Иван-озера к Дону, сверить их и прислать лично Государю.
Чертежи не сохранились. Но поскольку в 1709 году был сделан только 31 шлюз, а позже екатерининская комиссия нашла их в количестве 33, можно предполагать, что после этого указа работы продолжались. Окончательно прекратились они около 1720 года.
Заманчиво, но без перспективы
После Петра время от времени о канале вспоминали. При Анне Иоанновне в 1733 г. последовал указ все корабельные строительные материалы сдать безденежно на Тавровское адмиралтейство. Канал как бы признавался упраздненным. Но вскоре после покупки земель в районе села Бобрики им заинтересовалась Екатерина Великая. Дальний родственник уже казненного Гагарина обратился к ней за разрешением брать с канала шлюзовый камень для строительства, но получил отказ.
Для изучения состояния Ивановского и Волго-Донского каналов в 1763 году была организована комиссия с профессором Ловицем во главе. Оказались целыми дамбы, обсаженные деревьями, сохранились еще некоторые шлюзы, хотя уже без ворот. Жители соседних селений помнили, как очищали озеро, копали канал, как наполняли шлюзы водой и как прошли суда. Вопрос возобновления стройки остался открыт.
Прошло еще сорок лет. В 1803 году инженер Фелькерзон предложил хотя бы частично восстановить канал. Водным путем удобно было бы подвозить сырье к тульским оружейным заводам. Работы начались в 1806-м и продолжались до 1810 года. Были даже построены новые шлюзы на Упе. Но потом идею опять забросили.
После осмотра 1830 г. инженер Шуберский доносил, что шлюзы разобраны, и белый камень от них решено было употребить на устройство в Туле моста на Упе, а остаток — на строительство оружейного завода. Пока же охранение камней поручили земской полиции. Тем самым правительство окончательно отказалось от Ивановского канала.
Епифанские шлюзы
К Ивановскому каналу проявили интерес и в первые годы советской власти. Правда, большое строительство в итоге началось на Волгодоне, после чего Москва, наконец, стала портом пяти морей. Ивановский же канал хотели было вести от Епифани и ниже, но так этот замысел и не осуществили.
Зато в 1926 году Андрей Платонов написал одну из своих самых известных повестей «Епифанские шлюзы». С тех пор это название стало одним из брендов Тульской области.
Но вот срок жизни самого Иван-озера к тому времени уже заканчивался. Оно и без того после всех вмешательств человека походило скорее на большой пруд. При строительстве Сталиногорского химкомбината и ГРЭС на реке Любовке устроили плотину, и знаменитое Иван-озеро в 1932 году опустилось на дно Шатского водохранилища.
Осенью 2001 года археологи из Новомосковска, занимаясь поисками могильной ямы с останками Бобринских, натолкнулись на слой эпохи строительства Ивановского канала. Было найдено множество предметов, в том числе нательные крестики простых строителей-крестьян, топоры, тесла, лошадиные подковы
Камни из епифанских шлюзов были уложены в основание колонны на Куликовом поле.
С 2007 года исследуют бывшие епифанские шлюзы и археологи музея-заповедника «Куликово поле». Кое-что с тех пор действительно сохранилось. Например, линии земляных валов канала вдоль левого берега Дона и даже следы некогда построенных здесь шлюзов. Из камня упских шлюзов строили корпуса оружейного завода и мост через Упу. К 500-летию Куликовской битвы в селе Монастырщино камень шлюзов пошел на фундамент храма и строительство колонны. Шлюзные блоки канала уложены в основание зданий музея нового комплекса «Поле Куликовской битвы».