Фото и видео Дмитрия Дзюбина.

Молот, наковальня и... алхимия: Как работает кузня

Как из железного прута создается почти невесомое ажурное произведение искусства и как работают кузнецы сегодня? Что изменилось в их ремесле, а что нет? Корреспонденты Myslo отправились в кузню, чтобы увидеть всё своими глазами.

В дореволюционной России кузня была центром любой деревни или небольшого города, а кузнецы считались чуть ли не колдунами, способными из кусков металла создать витиеватые ограждения, замысловатые узоры на воротах и пр.

Mы на этнодворе «Тульский Левша», в кузне которого проследили, как из железного прута создается настоящее произведение искусства.

Первый шаг в создании каждой детали — эскиз. Его прорисовывают мелом на специальном сборочном столе — верстаке. Причем создают по точным размерам — в натуральную величину будущего произведения кузнечного искусства.

Алексей Евдокимов, кузнец:

Алексей Евдокимов

– Основа нашей работы — пространственное мышление. Если необходимо создать большую деталь, например высокий забор или основу под навес, то нужен точный математический расчет.

Готовый рисунок тщательно вымеряют.

Из железных прутьев болгаркой нарезают заготовки подходящего размера.
К слову сказать, до изобретения болгарки металл отрубали зубилом.

Дальше заготовки отправляются в кузнечный горн — печь, где они нагреваются до 800°С.

В начале прошлого века в кузнях по всей стране использовали дымник. Чтобы развести огонь, кузнецу приходилось вручную раздувать меха. Иногда на это уходили часы.

Через несколько минут раскаленный металл достают из огня. Самые мелкие детали извлекают при помощи специальных инструментов — щипцов, жимков, кузнечных вилок. Все необходимые приспособления каждый кузнец создает сам.

Затем — ковка. Система поршней пневматического молота работает с определенной частотой, создавая из железного прута произведение кузнечного искусства.

Мудреное изобретение времен технического прогресса вытеснило из кузниц молотобойцев. В былые времена силачи-молотобойцы придавали металлу нужную форму, искусно орудуя молотами. Правда, для этого приходилось прогревать металл несколько раз.

В кузне современной металл делает тонкий пневматический молот. После этого для дальнейших манипуляций заготовку вновь отправляют в огонь.

Окончательную форму заготовка обретает на наковальне.

Пень, на котором установлена наковальня, традиционно изготавливался из корневой — самой прочной — части дерева.

Раньше пень оковывали, чтобы дерево со временем не потеряло форму. Нам повезло – мы увидели такой же.

С помощью кузнечной вилки и специальных инструментов раскаленный металл буквально «сжимают» до нужной формы.

В кузнечном деле важна точность: на каждом этапе создания проекта заготовку прикладывают к рисунку. Как по выкройке, все детали должны сойтись до миллиметра.

Когда все элементы готовы, их соединяют при помощи сварки. Раньше крепления выполняли разными способами: накладывали хомуты, ставили заклепки и пр. Еще один способ, дошедший до нас из глубины веков, — кузнечная сварка. Два куска металла разогревали до 1200°С и, когда они приобретали ярко-соломенный цвет, их очень быстро сковывали между собой при помощи молота.

Дальше опять в ход идет болгарка — ею подчищают образовавшиеся швы. Оставшиеся неровности – железной щеткой.

Финальный аккорд создания железного произведения искусства — покраска.

Сейчас практически в каждом магазине представлена большая палитра красок по металлу.

Раньше кузнецов считали алхимиками или колдунами. У каждого мастера был набор специальных средств: против ржавления — свинец, для красоты — кислоты, краски, специальные порошки, химические реагенты, для смешивания всех ингредиентов — колбы, банки… Настоящий набор алхимика!

И у каждого кузнеца был свой фирменный секрет создания краски. Как правило, рождался уникальный рецепт после многочисленных химических экспериментов. Представьте себе, что чувствовали суеверные жители деревни XIX века: на кузне без конца стучат молоты, летят искры, а еще периодически раздаются взрывы от неудачных химических опытов… Колдовство, не иначе!

Когда краска высохла, тонкой кисточкой кузнец наносит патину на готовое изделие, придавая ему эффект старины и еще пущей загадочности.

Изделия, созданные мастерами в кузнях, служат не одному поколению!

 

Кузня на этнодворе «Тульский Левша» была создана два года назад. Здесь тульские мастера сохраняют и приумножают тульские традиции кузнечного ремесла.

Борис Глазков, кузнец:

Борис Глазков

– По старинным образцам, сохранившимся в Туле, мы воссоздали образцы ковки ограждений и заборов. Вообще же кузни были своеобразным центром жизни нашего города. Здесь подковывали лошадей, создавали ажурные балконы, ворота, мостовые конструкции, а любой дом ставился на кованых тягах. Кузнецы входили в число самых богатых людей, а само ремесло считалось уделом избранных. Сегодня кузнечное мастерство становится всё более востребованным – практически, как и 100 лет назад.

Еще один из самых необходимых предметов домашнего быта туляков в конце XIX века — дымник или навершие.

Его устанавливали на печную трубу для защиты от птиц и осадков.
В каждой области кузнецы придумывали элементы, которые отражали дух того времени в городе. Так, в Серпухове, к примеру, дымники полукруглые, в Калуге выкладывалась кирпичная глухая труба с навершием, в Кашире навершия изготавливали из белого камня. В Туле очень любили цветы, практически в каждом палисаднике цвели георгины – именно их тульские мастера и помещали на шпиль дымника.

А еще на этнодворе собрана уникальная коллекция сундуков конца XIX века.

Один из них бережно хранит информацию о том, что в 1870-х годах тульские мастера и крестьяне платили налоги.

В одном из таких образцов тульского кузнечного искусства Борис Глазков хранит свою коллекцию старинных инструментов. Самый старый из них датируется 1870-ми годами, самый «свежий» — серединой 1950-х.

Еще один арт-объект — дерево славы тульских кузнецов — появился здесь в 2016 году. Тогда при поддержке Тульского объединения центров развития искусства, народной культуры и туризма на территории этнодвора прошел областной фестиваль кузнецов. Мастера демонстрировали свои умения, на глазах у публики создавая причудливые детали. Теперь эти изделия украшают дерево славы.

Знай наших!

Работы наших земляков во все времена ценились очень высоко. В 70-х годах XVIII века в столице Российской Империи Санкт-Петербурге у Летнего сада на Дворцовой набережной соорудили ограду. В ее основу лег камень, добытый в Финляндии, а решетка с украшениями из золоченой бронзы была выкована тульскими кузнецами.

Теперь эта ограда — один из символов города на Неве.

Работы Алексея Евдокимова и Бориса Глазкова в 2017 году стали частью экспозиции народных художественных промыслов «Российский сувенир» на выставке в Париже.

Уже 18 февраля на этнодворе «Тульский Левша» все желающие смогут вместе с мастерами выковать на счастье подкову, гвоздик и даже настоящую сковородку.

Главные новости за день в нашем Telegram. Только самое важное.
15 февраля 2018, в 15:17 +14
;
Выходные в Туле: 16-18 февраля
Выходные в Туле: 16-18 февраля
Big Love Show 2018: Воинственная Бузова, зацелованный Крид, отец Тимати и все-все-все
Big Love Show 2018: Воинственная Бузова, зацелованный Крид, отец Тимати и все-все-все