Общепит в многоэтажке — это всегда хлопоты. Кого-то раздражают запахи еды из вытяжки, кто-то выступает решительно против висящих перед окнами вывесок и рекламных конструкций, но самой большой проблемой для жителей чаще всего становятся шумные посетители. Как заставить владельца заведения считаться со своими соседями, рассказывает специалист тульского Центра защиты прав граждан, практикующий юрист Ольга Демышева.
Кафе, бар или бистро может размещаться в многоквартирном доме в одном из двух случаев:
- Если жители разрешили предпринимателю пользоваться помещениями многоквартирного дома (например, подвалом или цокольным этажом). При этом использование этих помещений для организации общественного питания не должно противоречить санитарным, противопожарным и другим нормам, а также не должно затруднять доступ к общедомовым коммуникациям и негативно сказываться на работе систем жизнеобеспечения дома. О процедуре коммерческого использования общедомовых помещений подробно рассказано здесь:
Как жителям заработать на своём доме: инструкция Myslo
- Если предприниматель арендует помещение в многоквартирном доме или владеет им на праве собственности. В этом случае никаких выгод от наличия заведения жители не получат, но соблюдение всех норм, указанных в первом пункте, тоже обязательно.
Стоит отдельно отметить, что просто так, по желанию владельца или арендатора, разместить кафе в жилом доме не получится — режим, график работы заведения, а также все технические нюансы, включая количество и режим работы технического оборудования (вытяжек, холодильных установок, печей, грилей
Санитарные нормы предусматривают ряд ограничений для заведений общепита, расположенных в жилых домах. Рассмотрим их подробнее:
- Организациям, расположенным в жилых зданиях, следует иметь входы и эвакуационные выходы, изолированные от жилых подъездов и технических помещений. Рядом со входом должна быть площадка для разгрузки транспорта.
- В жилых домах можно размещать заведение площадью не более 700 квадратных метров и максимум на 50 посадочных мест. Разгрузка продуктов и инвентаря не может осуществляться со стороны двора многоквартирного дома и не должна мешать жителям.
- Обязательно наличие отдельных контейнеров для мусора и пищевых отходов. Они должны находиться на площадках с твёрдым покрытием, площадь которого превышает место, занимаемое контейнерами, на 1 метр в каждую сторону. Площадка должна находиться не менее чем в 25 метрах от подъездов, детских и спортивных площадок.
- Канализационная сеть заведения должна быть автономной, её работа не должна влиять на работу коммунальных систем многоквартирного дома. Обязательна и индивидуальная вытяжка, которая должна выступать не менее чем на 1 метр над крышей дома. На установку такой системы должны дать разрешение жители.
- В соответствии с п. 2.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП
2.3.6.107 9−01 (Организации общественного питания), при организации работы таких заведений не должны ухудшаться условия проживания, труда, отдыха и лечения граждан.
Что делать, если размещенное в жилом доме кафе шумит и доставляет неудобства жителям?
Согласно региональному законодательству в Туле и области нельзя шуметь в жилых домах, детских и лечебно-оздоровительных учреждениях с 22.00 до 7.00, а также с 13.00 до 15.00.
Если владелец заведения игнорирует это требование, в первую очередь стоит написать претензию в свободной форме, перечислив все неудобства, связанные с работой организации. Передайте этот документ под роспись администратору кафе или отправьте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Это нужно для того, чтобы владельцы в дальнейшем не смогли заявить, что никаких жалоб к ним ранее не поступало.
Если ситуация не изменилась и ответа не последовало, дальнейшие действия будут зависеть от конкретной ситуации.
Ситуация № 1. Шумят холодильники или кондиционеры. В этом случае стоит обращаться в Роспотребнадзор и настаивать на проведении замеров уровня шума, связанного с работой кафе. По итогам проверки специалисты должны составить акт.
Ограничения по уровню шума в жилых помещениях установлены СП 2.2.4/2.1.8.562−96: предельно допустимый уровень шума в жилом помещении с 7.00 до 23.00 — не более 40 дБ, с 23.00 до 7.00 — не более 30 дБ. Ответственность за нарушение этих и норм предусмотрена ст. 6.3, 6.4
Ситуация № 2. Шумят посетители заведения. Если клиенты кафе нарушают общественный порядок — вызывайте полицию или пишите жалобу участковому. Даже если сразу привлечь кого-то конкретного к ответственности не удастся — в дальнейшем ответы на жалобы могут стать основанием для подачи искового заявления в суд.
Ситуация № 3. Под вашими окнами разгружают вещи и продукты, а припаркованные машины посетителей и сотрудников заведения мешают проходу пешеходов. В этой ситуации самым верным решением будет обращение в ГИБДД.
Собирайте максимальное количество доказательств нарушения ваших прав: снимайте противоправные действия на камеру телефона, произносите при записи место и дату съёмки, не поленитесь заснять табличку с адресом шумного заведения, а также с реквизитами его владельцев (она должна размещаться на двери кафе либо в помещении, на доске потребителя).
Если проверки надзорных органов не решили проблему — обращайтесь в суд с иском о понуждении к закрытию «неуживчивого» заведения. Прикрепите к заявлению все копии ответов из разных инстанций и ведомств. Лучше, если заявление будет коллективным и под ним подпишутся все недовольные жильцы — такие иски рассматриваются особенно тщательно. Будьте готовы к длительному и трудному разбирательству и помните: правда — на вашей стороне.