1. Моя Слобода
  2. Город
  3. Люди
  4. Знай наших!
  5. Мелодии наощупь: история незрячей Юли, которая пишет музыку - MySlo.ru
Мелодии наощупь: история незрячей Юли, которая пишет музыку

Мелодии наощупь: история незрячей Юли, которая пишет музыку

Поговорили с 10-летней Юлей Кирюхиной из Тулы и ее наставницей о том, как обуздать ноты, и о том, что в мире всё возможно.
 
Камерный концерт в филиале музыкальной школы. В зале — несколько родителей и детей, преподаватели. К инструменту выходит маленькая хрупкая девочка в светлом платье с роскошными волосами. Она садится за фортепиано и начинает играть. Звучит «Сладкая грёза» Чайковского и «Песнь таинственного сада» Ловланда.
 
«У Юли и своя музыка есть. Она пишет!», — шепотом делится преподаватель Светлана Шувалова.
 
 
Маленькая пианистка встает из-за инструмента и идет к маме в зал. Это первый Юлин концерт, и она ужасно волновалась. Но, по ее словам, как только вышла к инструменту, волнение прошло, и она заиграла.
 
 
…Юля практически ничего не видит с самого рождения — атрофия зрительного нерва.
 
- То, что она может увидеть, не измеряется общепринятыми шкалами. Примерно, для ориентации понимания, если взять за норму у человека 100%, то у Юли примерно 3%, — рассказывает ее мама Евгения. — Нет возможности охватывать взглядом строку текста при чтении, читать с доски в школе. Она пишет и читает как обычно, просто с очень близкого расстояния, и символы должны быть крупными. Мы подобрали специальную ручку, электронные книги в планшете, электронные учебники, есть специальный электронный увеличитель для обычных книг.
 
Как все началось? В доме Кирюхиных стоял старый синтезатор, на котором еще в школьные годы немного играла Юлина мама:
 
- В седьмом классе был кружок с преподавателем. Год позанималась и бросила — не зацепило.
 
А вот Юлю, наоборот, зацепило. Да так, что теперь музыка буквально стала ее жизнью. Девочке нравится фортепианная музыка, ее любимый композитор и пианист — азиатский неоклассик Yiruma (Ли Рума):
 
- Когда слушаю его произведения, у меня улучшается настроение, я успокаиваюсь. Я люблю музыку и захотела сама научиться играть красиво!
 
 
 
И девочка села за синтезатор. В нем были встроенные мелодии, и Юля, не зная ни нот, ни правильной постановки рук, начала разучивать эту музыку с помощью функции обучения по горящим клавишам:
 
- Я сразу поняла, что у меня получится, и получается, мне хотелось развиваться и писать что-то свое.
 
Мама предложила ей позаниматься с преподавателем, и Юля согласилась.
Так в ее жизни появилась Светлана Шувалова, с которой они вместе изобрели новый способ обучения игре на фортепиано.
 
- Пришла Светлана и сразу: «Так, стоит неправильно, сидит неправильно, постановка рук неправильная, всё заново!» — вспоминает Евгения.
 
Года два они мучились на маленьком кнопочном синтезаторе, потом родители купили полноценное электронное пианино, с силой нажатия, с педалью и множеством настроек для профессиональной игры. К нему пришлось привыкать, ведь способ игры на нем совершенно другой.
 
- Сначала было непросто. Но мне настолько нравится музыка, я так сильно хотела играть, что продолжала учиться несмотря ни на что! — говорит Юля.
 
 
- Моё знакомство с этой одаренной девочкой произошло по инициативе её мамы: Юля мечтала научиться играть на фортепиано. Я редко беру учеников, но та самоотверженность и огромное желание, которые Юля продемонстрировала, меня покорили, — рассказывает преподаватель Юли Светлана Шувалова. — Где-то интуитивно, где-то чётко понимая, что мы делаем, мы начали этот трудный, но очень интересный путь. Это был своеобразный профессиональный вызов мне, так как методик обучению игре на фортепиано детей с такими особенностями практически нет. Как нет и музыкального материала, адаптированного для слабовидящих людей.
 
Я стала для Юли переводчиком с «нотного языка» на «клавишный язык», придумала свою систему записи для её самостоятельных занятий.
Сложность обучения детей с подобными проблемами — в большом количестве информации, которое необходимо запомнить в процессе занятий. Юля сразу заучивает наизусть. То, что другим ученикам преподаватель может показать, Юле необходимо словесно описать и тактильно закрепить.
 
- Постановка рук — основа любого занятия. В своей работе я использую принципы позиционной игры и многочисленные упражнения, которые в игровой музыкальной форме развивают мелкую технику, чувство пространства, местоположения на клавиатуре. Начиная с элементарного, мы пришли к произведениям, которые не все Юлины ровесники могут освоить, — говорит Светлана.
 
Ноты, «штили», «ключи», «хвосты» и «ребра» — как разобраться со всем этим? Юля сумела:
 
- Я сразу хотела заниматься нотами, сольфеджио, нотной грамотой, но я не вижу ноты, когда играю, чтобы сразу «читать с листа» и играть, — нет. Я начала заниматься в планшете. Скачала приложение для письма нот. Там выбираешь нужный знак и «тащишь» его до нужного места на нотном стане.
 
Причем когда в этой программе пишешь ноты, есть возможность потом включить и послушать, правильно ли получилось. Там я записываю все мелодии, которые я учу, например, «В мире животных», вальс Грибоедова.
 
На планшете смотрю разные уроки, в которых рассказывают, как строится музыка. На основе этого пишу свои маленькие пьесы. Записываю ноты в программу. Сейчас мне еще помогает Светлана все это делать, подсказывает, если я что-то забыла или о чем-то не знаю.
 
 
- Юля самостоятельно изучает теорию музыки, недавно начала сама писать музыку. Музыкальный материал её сочинений — где-то наивный и детский — превращается в очень глубокие произведения. Её произведения отличаются свежестью. Она «не в рамках» стандартов и правил, а это всегда интересно слушать, — говорит преподаватель.
 
Кроме музыки, у Юли есть и другие интересы:
 
- Я пробовала рисовать, начала писать книжку. Мне очень нравится мультфильм My little pony, и я решила написать свое продолжение. Я уже начала работать над этим: есть небольшие рассказы. Но главное, конечно, музыка. Она занимает большую часть моей жизни. Как только появляется свободное время, я отдаю его музыке.
 

Юля занимается даже на каникулах, в праздники. У Светланы просто спрашивают, может ли она прийти. Юля рада всегда.
 
- Оглядываясь назад, в наши первые занятия, мне иногда даже не верится, что мы это сделали, — продолжает Светлана Шувалова. —  Но мы ещё только в начале её творческого пути. Юля очень целеустремлённый, сильный человек, которая своим примером может мотивировать других людей совершать невероятные вещи. Это мы, здоровые люди, иногда не видим перспектив и тех возможностей, которые нам даны… Не верим в себя, опускаем руки. А в жизни, как оказалось, очень мало невозможного. Юля это наглядно демонстрирует.
 
Пока девочка занимается дома, сейчас решается вопрос о зачислении ее в музыкальную школу.
 
- Юля — удивительная, взрослая, по-хорошему упертая, — говорит педагог. — Я хотела, чтобы она просто себя развлекала немудреными песенками. А она через маму уже уточняет, как после школы поступать в училище или институт на музыканта. Будем думать!
 

Главные новости за день в нашем паблике ВКонтакте

Перейти во ВКонтакте

Другие статьи по темам
Место

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
В Туле открылся федеральный центр недвижимости «Полезные люди»
В Туле открылся федеральный центр недвижимости «Полезные люди»
Статус – безработный: что и сколько ему должны?
Статус – безработный: что и сколько ему должны?