Константин Райкин привез зрителям ДК «Ясная Поляна» сложную программу: два часа он читал стихи Давида Самойлова, Николая Рубцова, Николая Заболоцкого, Осипа Мандельштама, Александра Пушкина, монолог Лауренсьо из пьесы Лопе де Веги «Дурочка». С этой творческой программой Константин Аркадьевич уже приезжал в ДКЖ в сентябре 2016 года.
Туляки слушали Артиста, затаив дыхание, и Константин Аркадьевич это оценил:
— Я предложил вам сегодня очень сложную, многожанровую программу. И вы все восприняли! Вы быстро переключались от смеха к слезам — а это говорит о молодости души. Пожилые душой не могут быстро переходить из одного состояния в другое, гибко скакать из одного жанра в другой, а молодые — могут! Есть внешний возраст, а есть внутренний. И это часто не совпадает. Истинный возраст — это не арифметика, а высшая математика. Я считаю себя очень молодым человеком, наверное еще и потому, что всегда имею дело со студентами. Для меня это — эликсир молодости.
Райкин называет чтение стихов вслух терапией, лекарством.
— То, что я делаю в этом спектакле, похоже на меня самого. Я и сам состою из разных жанров. Поэзия, особенно высокая поэзия, — это ведь особое состояние души… Для меня чтение стихов со сцены — это те же роли, те же монологи. Они подчиняются тем же законам сценического существования, что и любая драматическая роль. Сейчас я чувствую волну интереса к настоящей поэзии.
Людям недостает какого-то витамина в их духовной пище. Каких-то хороших фраз, красивой речи… Пушкина прочесть — бацилл меньше в воздухе останется. Он, как колокольный звон…
Когда-то папа сказал мне: «Всегда читай стихи. Делай это независимо от того, кто твоя публика. Это поможет им глубже понять тебя и смотреть на жизнь многослойней».
А после творческого вечера Константин Аркадьевич пообщался с журналистами. Невысокого роста, моложавый, обаятельный, с неповторимой «райкинской» улыбкой, артист оказался очень приятным собеседником.
— Константин Аркадьевич, зал вы сегодня «взяли» — все слушали стихи, затаив дыхание…
— Ну что это за зальчик маленький такой? (смеется). Мне это совсем несложно. Просто я еще немножко болею сегодня, простудился.
— Вы в Ясной Поляне уже не в первый раз, как это место творчески вас подпитывает?
— Очень! Здесь потрясающая аура, которая меня очень волнует. Это такое место, которое само выбирает, кого ему подпитывать. Мне кажется, Ясная Поляна меня выбрала (смеется). Наверное, я это заслужил. Мне важно, чтобы оно еще и моих детишек (студентов — прим. авт.) подпитывало. Сразу я это не замечу… У них будет экскурсия, и я буду наблюдать, как они будут себя вести. Для меня это очень показательно. Ведь есть целая наука о восприятии. С одним своим курсом после одной из экскурсий я поссорился.
Нынешние студенты очень темные, они даже еще «не слезли с дерева». Институт — это огромный социальный, интеллектуальный и духовный лифт, они очень меняются за четыре года.
Я заставляю их каждую неделю писать сочинения. Сначала они такие косноязычные, мат с междометиями! Так коряво пишут, а потом втягиваются, привыкают… И я всегда хочу, чтобы потом они занимались не службой, а служением, это очень важно.
— Знаем, что вы любите бывать и в Поленово…
— Я познакомился с Натальей Николаевной Грамолиной — и все! Она просто прелесть! Это одно из моих счастливых приобретений во втором акте жизни. Это одна из очень радостных встреч. (кстати, на дня мама Натальи Николаевны отметила столетие. — прим. авт.) Мы со студентами обязательно приедем туда еще раз и что-нибудь сыграет.
— А вы строгий педагог?
— Конечно. Я же их для себя готовлю. Я и выгоняю поэтому многих, если вижу, что мы разные по крови. У меня очень сложные экзамены, пять туров, три с половиной месяца! Они, бедняги, проходят у меня такой марафон! И все равно бывает ошибки — не хватает человеческих качеств. При этом все, кого я выгоняю, устраиваются в другие театральные вузы и даже становятся знаменитыми артистами. Их уже целый список… Но я ни секунды не жалею, что выгнал их — мы бы не сработались.
— Что сейчас происходит в «Сатириконе», над чем работаете?
— Репетируем американскую пьесу «Ваня и Соня, и Маша, и гвоздь», впервые у нас на сцене будет! По сюжету родители, влюбленные в русскую драматургию, пошли на эксперимент, и назвали всех детей русскими «чеховскими» именами. Не знаю, что у нас получится. Ну такая двукультурная пьеса. Но главная сложность — у нас же сейчас ремонт в театре, уже два сезона, и еще продлится. Мы гастролируем, меняем адреса. Это сложно. Но зрители все равно приходят — есть потребность в театре. У нас разные спектакли. Есть очень острые, непривычные, шокирующие.
— А вы сами любите ходить в театр?
— Обожаю! Я во МХАТ хожу, к Олегу Павловичу Табакову, к Кире Серебренникову, к Фоменко, в ТЮЗ к Каме Гинкасу, в театр Вахтангова, театр Маяковского, в «Современник». Выбор всегда есть. К неудовольствию наших властей, по театрам сейчас так много интересного, разного…
— Как любите проводить отпуск?
— Отдыхаю я всегда в августе. Как правило, я еду в Италию, в Венецию. У меня просто личные отношения с этим городом. Я с института играл итальянцев.
Я еврей. Не с явно еврейской внешностью, но и не русопятый,
не с конопляными волосами. Поэтому
я играл итальянцев! А вообще
Италия меня влечет, это очень
театральная страна.
А Венеция вообще город искусства, благодаря нему у меня вышло несколько спектаклей. Он мне просто подсказал. И это взаимная тяга. Причем сами венецианцы уже не замечают красоты города. Для них это вечная сырость, крысы… Как трубу прорвало. Подлечиться я езжу в Карловы Вары, пью водичку, мне очень хорошо там.
— Вы в прекрасной форме. Дайте совет нашим читателям, как сохранить молодость и энергию на долгие годы?
— Я сам не понимаю, как это происходит (улыбается). Не знаю, в чем дело, у меня совета нет. Можно конечно сказать, что надо любить свое дело. Но, я думаю, другой человек рядом со мной тоже любит свое дело, но он — просто рухлядь старая (смеется). Может быть, генотип? У меня в роду все очень здоровые люди, кроме папы. Он сердечник был, всю жизнь боролся с этим недугом, и сцена ему продлевала жизнь. А вот мой прадед умер на свадьбе, упав со стола, на котором танцевал. Ему было 96 лет! Вот такая красивая смерть. Жизнь удалась!
— Ваше пожелание нашим читателям.
— Самые тяжелые времена изобилуют поводами для счастья. Счастье — это не станция назначения, а способ путешествовать. Умение быть счастливыми — в нас самих. Будьте счастливы!
Константин Аркадьевич Райкин родился 8 июля 1950 года в Ленинграде.
Актёр театра и кино, народный артист России.
Руководитель московского театра «Сатирикон», профессор.
Окончил физико-математическую школу-интернат № 45 при Ленинградском государственном университете, театральное училище имени
В 2012 году создал Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования «Высшая школа сценических искусств. Театральная школа Константина Райкина».
В декабре 2016 года Ассоциация театральных критиков назвала Константина Райкина «Человеком года» с формулировкой «за смелость и бескомпромиссность в отстаивании свободы творчества».
Семья: жена Елена Бутенко, актриса театра «Сатирикон», дочь Полина Райкина, актриса театра им.