За это время молодой специалист уже успела убедиться, что педагогика — ее призвание, а еще — выиграть в региональном конкурсе «Призвание учить — 2022» в номинации «Новации и традиции». Соревнование с призами организовали в регионе фонд «Эмпатия» предпринимателя Михаила Шелкова и Министерство образования.
Вот уже четыре года Татьяна Егорова работает учителем биологии и уже третий год — в ЦО № 38 Тулы, том самом знаменитом далеко за пределами региона «химическом лицее» на ул. Глинки. Сюда приходят учиться дети, для которых биология и химия — такие же главные предметы, как русский язык и математика.
…Мы с сестрой и моим будущим мужем учились в Медвенской маленькой деревенской школе, там было всего около 200 учеников, у нас остались очень тёплые воспоминания о своих учителях, о самой школе. И у нас было желание вернуться в свою же школу уже преподавателями. Мы с сестрой так и сделали. Полтора года я там поработала, пока училась в университете, а после окончания вуза пришла в лицей. Меня подкупило и то, что он тоже маленький, очень уютный, такой семейный.
…Пришла в лицей я в момент пандемии, в 2020 году. Первое, что мне бросилось в глаза, — это большой попугай Аркаша, который меня встретил в кабинете директора. И конечно же, добрые глаза нашего директора Татьяны Владимировны Максимовой. А еще — тестирование по биологии за 5 класс! Я была под впечатлением. Все благополучно прошла, и меня взяли на работу.
Вот такая милая квакша живет в кабинете биологии. А еще там обитают шиншилла, ящерица и красноухие черепахи.
…Мы с детьми ходим на полевую практику, в лицее она проходит каждый год. Это выезды на природу — фермы, поля, болота — с детьми в формате ботанических, зоологических экскурсий, чаще всего — с палатками. По итогам практики дети сдают зачёт: латынь, опознанные выученные виды флоры и фауны, делятся своими проектами, задают вопросы, оставляют пожелания. На самом деле, это, наверное, самая интересная часть урока биологии. На таких выездах дети открываются совершенно с другой стороны, с которой мы их порой в классе не видим. И как правило, это приятная сторона. В этих поездках у ребят закладывается интерес и любовь к биологии.
В прошлом году в педагогическом конкурсе «Призвание — учить!» я победила в номинации «Новации и традиции», для меня эта победа стала очень неожиданной и приятной. В качестве темы я как раз выбрала полевую практику, то, что меня саму увлекает, и то, что любят дети. Я представила серию методических разработок, рекомендации, задания. Было здорово!
…Бывают такие вопросы, на которые я сама не знаю ответов, о чем я честно признаюсь ребятам. Поначалу я, как многие молодые педагоги, этого очень боялась, стеснялась — ну как я могу что-то не знать, меня же дети спрашивают? А потом, когда я посмотрела на других учителей биологии, на Татьяну Владимировну Максимову, которая для меня является примером, я поняла, что нельзя этого стесняться. Это нормально, что ты чего-то не знаешь и у тебя есть желание выучить что-то новое, разобраться в этом. Дети относятся к этому с пониманием. Зачастую я им говорю, что поищу ответ на этот вопрос, посмотрю, почитаю и на следующем уроке я вам отвечу. Но и вы тоже посмотрите, может быть, вы мне что-то расскажете. Иногда получается очень интересный обмен опытом, диалог в новом формате. В такие моменты мы учимся друг у друга, и это здорово!
…Наш лицей целенаправленно выбирают для учебы в основном будущие врачи, учёные, технологи, экологи. Бывает, конечно, что дети учат химию, биологию, но потом выбирают совершенно другое направление. У нас все учителя сильные и по всем предметам так или иначе идёт хорошая подготовка.
…Когда я в первый раз пришла работать в школу, я была в восхищении! Честно сказать, это ощущение живёт во мне до сих пор. Каждый день после работы у меня остаются какие-то приятные впечатления и от коллектива, который действительно воспринимает школу как что-то очень родное, семейное; и от детей, которые встречают улыбками, с хорошим настроением. Ну, иногда могут поворчать, но в этом тоже есть определённые душевные моменты.
…Для меня лицей сейчас не то что второй дом, а скорее первый. Я провожу здесь очень много времени, вкладываю всю душу, работаю со всей отдачей. Сам процесс работы сильно меня увлекает. Мой муж получил два образования — юридическое и педагогическое, выбрал для себя военную карьеру, но меня всячески поддерживает. Я его вовлекаю в свои проекты, дети его уже знают. Мы вместе ездим на полевые выезды, он нас возит на соревнования. Кто-то на досуге ходит в театр и кино, а мы с ним — по болотам (смеется). Сейчас мы вместе выращиваем дома двух ящериц-бананоедов. А еще у нас живут две собаки — хаски и овчарка, кот породы мейн-кун, два попугая, а во дворе нашего частного дома живут спасенные нами дворняжки.
…Педагог должен быть понимающим, отзывчивым и любить то, что делает. Дети всегда тянутся к людям, которые тоже к ним расположены. Самое главное — любить свою профессию, а всему остальному можно научиться. Тем более всегда можно обратиться за помощью и советом к старшим коллегам. Сейчас у нас проходит серия открытых уроков, учителя разных предметов ходят друг к другу на занятия просто для обмена опытом. На самом деле, это очень интересно, полезно, какие-то новые фишки, идеи для себя выбираешь и потом используешь.
…В лицее достаточно молодой коллектив, очень увлечённый своей профессией. Молодые учителя любят лицей, педагогику, детей. Ну, а дети всегда держат нас в тонусе, с ними никогда не стареешь душой, всегда на одной волне, в курсе всех событий. Они эмоционально заряжают тебя, и ты всегда в приподнятом настроении. Хотя учитель, безусловно, — очень тяжёлая профессия. Но она того стоит!
…Современные дети — замечательные, самые лучшие, самые любимые. Когда шла в школу работать, был определённый страх, потому что слышала негативные рассказы, видела ужасающие ролики в интернете… Но мне повезло! Когда начинаешь знакомиться с ребятами, оказывается, что даже самые шебутные, резвые из них на самом деле очень открытые, душевные. И если ты начинаешь искренне интересоваться ими, узнавать их, они раскрываются в ответ. Каждый ребёнок, на мой взгляд, достоин внимания, уважения и того, чтобы его попытались понять. Каждый человек — это маленький мир.