Светлана Станиславовна Балашова, индивидуальный предприниматель, торгует фермерской продукцией на рынке «Привозъ»:
- Да, я и предприниматель и продавец в одном лице. Мне очень нравится моя работа, поэтому я сама стою за прилавком, обслуживаю покупателей. Я в торговле с 1992 года, прежде чем стать предпринимателем, отработала 10 лет управляющим розничной торговлей. В моем подчинении было 30 торговых точек. Поэтому День работника торговли действительно мой профессиональный праздник.
Разговор со Светланой Балашовой все время прерывался — подходил очередной постоянный клиент. «Что у вас новенького?», «Я опять к вам…», «Ой, вы и попробовать даете?!»… Для каждого у предпринимательницы нашлась шутка к месту, доброе слово и улыбка — «Кушайте с удовольствием», «Приходите еще, завтра будет новый ассортимент».
- У меня много постоянных покупателей, они для меня как родные. Некоторым надо обязательно рассказать, что новенького, другим — ничего говорить не надо, они сами все знают. Общение — это же самое важное в нашей работе. Ведь время сейчас сложное, на рынок люди приходят, погруженные в свои проблемы. И мы продаем — нет, не сыр с колбасой, а частичку радости и удовольствия. Купил у меня клиент вкусные свежие продукты, от доброго слова настроение у него поднялось. И в следующий раз он опять придет ко мне. И ему хорошо, и мне. Конкуренцию-то никто не отменял, ассортимент у всех примерно одинаковый. Чем удержать покупателя? Только хорошим ассортиментом свежих продуктов и отличным обслуживанием.
Светлана Балашова работает вместе с сыном посменно, но основные рыночные дни — предпраздничные и выходные — берет на себя.
- За товаром езжу сама, все пробую, если не нравится — не беру. Как продавать продукцию, которая тебе самой не нравится?! Я многих своих поставщиков знаю еще с 90-х. Но и новых постоянно ищу, иначе как на плаву остаться при такой конкуренции?!
По словам Светланы, ни пандемия, ни спецоперация никак не сказались на покупательском спросе. Все-таки вкусная колбаска, паштеты, масло и сыр — куда ж мы без этого. И экономить на этом мы, покупатели, будем в последнюю очередь.
- В День работников торговли всем коллегам желаю здоровья, терпения и быть на позитиве! Улыбайтесь — и все будет хорошо!
Надежда Васильевна Гостюшева в торговле уже почти 40 лет! В советское время девочки больше всего любили играть в учителей, врачей и продавцов. Так вот маленькая Надя всегда играла в «магазин» и уже с детства знала, что обязательно будет продавцом!
- Папа делал мне маленькие весы из двух консервных баночек, и я играла в «магазин». Взвешивала всякие травки-цветочки, рисовали деньги… И когда после школы стал выбор, куда пойти учиться, я поступила в Липковский политехнический техникум, по образованию я товаровед.
По распределению Надежда Васильевна поехала жить и работать в город Дзержинск Нижегородской области. Через пять лет в связи с семейными обстоятельствами женщина вернулась в родной село Майское Киреевского района.
- И там я 27 лет проработала в сельском магазине. А когда его закрыли, я перешла работать в автолавку. Мы с водителем ездим в отдаленные села, где нет магазинов, зачастую — дорог. Привозим продукты, товары жителям, в основном, бабушкам стареньким, которые никуда не могут выехать. Я работаю с понедельника по субботу, в воскресенье — выходной. С восьми утра и до самого вечера — рабочий день у нас не ограничен. Каждый день у нас свой маршрут. Можно сказать, что нас ждут как бога. Мы же не просто привозим пожилым людям продукты, многие ждут нас пообщаться, поговорить. У каждой бабушки спросишь, как ее здоровье, как дети, внуки? Как коровка твоя?
Многие просят привезти что-то помимо ассортимента нашей автолавки. Например, лекарства какие-то купить. Так что я не только продавец, но еще и психолог, и социальный работник. Так что нас правда ждут, все выходят из дома, собираются в одном месте.
Работа в маленьком сельском магазинчике, где все друг друга знают, как и в автолавке, имеет свою специфику:
- Люди все свои, все на виду друг у друга. Так что здесь только максимальная честность, открытость, вежливость. У меня со всеми прекрасные отношения. Продавец должен обязательно любить свою работу! Я очень люблю то, что делаю, и ни в какой другой профессии себя никогда не видела. Да, это тяжело, особенно сейчас, в автолавке. Мы ездим в любую погоду: дождь, снег, метель… Застряли где-то — выходим из машины и начинаем толкать, откапывать машину. Часто колесим по бездорожью, буксуем, но все равно добираемся до места.
Даже если в селе живет один человек, мы все равно туда едем. Он же нас ждет! И если мы не приедем, то больше никто не приедет. Также везем ему хлебушка, молочка, сладостей.
По словам Надежда Васильевны, все ее покупатели для нее — родные люди.
- Если мы узнаем, что кто-то из наших старичков умер, очень переживаем, плачем всегда.
В День торгового работника я желаю всем коллегам здоровья, мирного неба над головой и успехов в труде!
Марина Дмитриевна Кулакова, директор ООО «Дом моды «Аристократия», по образованию юрист. Но жизнь свою связала с совсем другим занятием.
- Я была прекрасным юристом и построила успешную карьеру. Но я поняла, что в жизни должно быть такое дело, которым хочется заниматься с утра до вечера, и это дело должно наполнять энергией, вдохновлять. Юриспруденция меня тоже вдохновляла, но все-таки я считаю, что это работа мужская. А для женщины нужно такое дело, которое будет наполнять ее женской энергией.
Я прислушалась к своим внутренним ощущениям, что для меня таким делом станут женские платья.
Мне нравится их рассматривать, мне нравится их разрабатывать, придумывать новые образы, участвовать в этом процессе созидания. Это настоящее волшебство, магия, когда начинается все с эскиза в простом карандаше, а заканчивается готовым изделием. И конечно же, мне нравится их продавать. Меня наполняет гордость за свою работу, особенно когда я вижу свои платья на красивых женщинах. Моя работа приносит удовольствие не только мне, на мой взгляд — это служение людям.
Сейчас в «Аристократии» полный производственный цикл одежды. Она представлена в розничных магазинах, а также есть интернет-магазин. Налажено сотрудничество и с московскими магазинами. Платья, блузы, юбки, брюки… Туляки научились производить всю линейку женской одежды. Основная аудитория — женщины от 35 до 55 лет — они уже ценят качество, статусность, им важно выглядеть достойно.
- Сейчас я руководитель, но было время, когда я сама работала продавцом. Когда создается бизнес — а наш создан с нуля — приходится выполнять все функции. Приходится погружаться на всех этапах, этим и сложен малый бизнес.
Современный продавец — это грамотный человек, он должен с глубоким уважением относиться к покупателю. Он должен разбираться в том, что он продает. Сервис должен быть на высоком уровне! Продавец должен ориентироваться на покупателя. Самый главный человек в таком бизнесе именно покупатель. Всё делается для него. И если покупатель будет доволен, тогда и бизнес будет процветать.
Работа с людьми — сложная. Здесь надо чувствовать людей, уметь к себе расположить, уметь понять его потребность и правильно ее удовлетворить. И, конечно же, самое главное — улыбка! Она показывает, как мы рады покупателю, наше расположение к нему, выражает дружелюбный настрой. И самое главное — вызывает ответную улыбку у покупателя! Как в песенке, «поделюсь улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется!» Мы делаем этот мир немножко добрее.
Сейчас много нестабильности в экономической ситуации. Мы перестраиваемся под новые правила игры. Всем коллегам я желаю много терпения, успехов в труде и много довольных покупателей.
Валентина Александровна Головина из Одоева в торговле уже 54 года! Сейчас она — заведующая магазином «Одоевские рассветы» ООО «Торговый дом «Одоевский». Магазин, которым руководит Валентина Головина, пользуется популярностью как у жителей Одоевского района, так и у гостей Тульской области.
- Одоевское масло, сметана, творог, кисломолочная продукция — всё это очень востребовано у людей. В торговле я с 1968 года! Начинала продавцом, до 2002 года работала товароведом. Потом райпо распалось, и волею судьбы я перешла работать на Одоевский маслодельный завод. Потом при нем открылся магазин «Одоевский рассветы» и я стала там заведующей. Работаю там уже 20 лет.
По словам Валентины Александровны, торговля — это ее жизнь и судьба, без нее она себя не представляет. О том, что станет продавцом, Валентина Головина знала с детства. Окончила техникум в Белеве, по специальности — товаровед промышленных товаров. И сейчас с гордостью реализует покупателям одоевскую молочку.
- Наша продукция, особенно масло, известно за пределами Тульской области. Особенно москвичей сейчас много — они приезжают к нам на дачи и всегда заходят в наш магазин. Берут сразу много всего!
По словам Валентины Александровны, современный продавец должен быть очень добрым, ответственным и чаще улыбаться!
- Нельзя делать хмурое лицо, иначе к тебе никто не подойдет! Я улыбаюсь — и мне довольные покупатели улыбнутся в ответ. Мне уже пора сидеть дома и наслаждаться пенсией, но я без людей не могу. Муж умер, дети выросли, у меня четверо внуков, двое правнучек. Я сейчас живу одна, поэтому работа — это большая часть жизни. У меня когда выходной, я уже маюсь — что делать и чем бы заняться.
В моей семье в торговлю больше никто не пошел. Дочь медик, сын военный, внучка в полиции работает, внук в банке. Так что торговый работник я в семье одна!
Коллегам в праздник я желаю здоровья, удачи, улыбок, терпения. Лучше промолчать и улыбнуться, даже если покупатель вредный!
Лера Середа полгода работает в магазине товаров для животных «Усатый-полосатый»:
- Я искала себе работу в разных сферах деятельности, поработав в зоомагазине я поняла, что мне комфортно тут и теперь это моя основная работа. Мне нравится, что сюда приходят покупатели со своими питомцами — кошечками, собачками, иногда с несколькими. Мне нравится помогать им, особенно если животное проблемное и надо подобрать особенный корм или уход.
У самой Леры дома три питомца — кошка, собака и морская свинка.
- Думаю, идеальный сотрудник магазина для животных — это человек, у которого есть энергия, запал помогать всем. Я пришла работать в магазин без каких-либо навыков и знаний, училась, работая. И считаю, это правильно — пробовать разные сферы, разные направления.
По словам Леры, для девушки трудность работы — проблемы с поставками кормов, которые были для питомцев основным и привычным питанием, а сейчас, по разным причинам, не поставляются в нашу страну.
- Многие торговые марки ушли с отечественного рынка, люди нервничают и переживают, что не могут подобрать подходящий корм своим животным. Конечно же, это небольшой стресс, так как мы в ответе за тех, кого приручили. И наша основная задача — сделать жизнь наших клиентов — кошек, собак, хомячком и всех остальных питомцев счастливой и комфортной. Поэтому, я изучаю новые торговые марки отечественного производства, которые выпускаются сейчас, чтобы знать, что предложить на замену ушедшим брендам. Выходные и прогулки с собакой после работы развеивают все переживания.
У Екатерины Маткиной стаж поменьше — пару месяцев всего.
- У меня появился кот. И мне захотелось сменить работу в общепите на работу в этом магазине, тем более, что он в двух шагах от дома. Мне интересно продавать то, что разработано и придумано для питомцев. Вот, например, знаете ли вы, что для котят есть мыльные пузыри? На днях пришли покупатели и попросили подобрать паштеты в баночках разной величины — чтобы сделать торт для своей любимой собаки на день ее рождения!
По словам девушек, они научились понимать покупателей — кому-то предлагают новинки, кого-то не беспокоят, потому что люди сами знают, что им надо и целенаправленно ищут это.
- Был момент, когда возникла какая-то нервозность у покупателей — чем кормить животных, бренды-то уходят из России. Но сейчас наши российские производители делают очень широкий ассортимент и кормов, и средств для ухода — есть из чего выбрать. А мы поможем.
Как говорят Лера и Катя, сейчас для молодых людей важно пробовать себя в разных сферах. И профессия продавца — это одна из таких ступенек познания себя.