В рамках проекта гидами по фамильной истории стали потомки писателя – те, кто связан со своими героями аурой и памятью старинного рода. В итоге люди, которые окружали Льва Николаевича, делаются ближе для каждого из нас.
6 апреля Владимир Толстой расскажет о жене писателя Софье Андреевне и младшем сыне Ванечке, которого писатель считал продолжателем своего дела на земле, дела любви к людям.
Для справки:
Софья Андреевна Толстая (урожденная Берс) – вторая дочь врача Московской дворцовой конторы Андрея Евстафьевича Берса, происходившего по отцу из немецких дворян, и Любови Александровны Берс. Получив хорошее домашнее образование, в 1861 году она сдала экзамен на звание домашней учительницы в Московском университете, причем выделилась русским сочинением, поданным профессору Тихонравову, на тему «Музыка». В августе 1862 года она с семьей ездила к деду в имение «Ивицы» Тульской губернии и по дороге гостила у Толстого в Ясной Поляне. 16 сентября того же года Лев Николаевич сделал Софье Андреевне предложение. Через неделю, 23 числа, состоялась их свадьба.
Первые годы их супружеской жизни были самыми счастливыми. Толстой в дневнике после женитьбы писал: «Неимоверное счастье… Не может быть, чтобы это всё кончилось только жизнью». Приятель Толстого И. П. Борисов в 1862 году заметил: «Она – прелесть хороша собою вся. Здраво умна, проста и нехитроумна – в ней должно быть и много характера. Он в неё влюблен до Сириусов».
Однако в 1880–1890-е годы, с изменением взглядов Толстого на жизнь, в семье произошел разлад. Софья Андреевна, не разделявшая новых идей мужа, его стремлений отказаться от собственности, жить своим, преимущественно физическим трудом, всё же прекрасно понимала, на какую нравственную и человеческую высоту он поднялся. В книге «Моя жизнь» она писала: «…Он ждал от меня, бедный, милый муж мой, того духовного единения, которое было почти невозможно при моей материальной жизни и заботах, от которых уйти было невозможно и некуда. Я не сумела бы разделить его духовную жизнь на словах, а провести ее в жизнь, сломить её, волоча за собой целую большую семью, было немыслимо, да и непосильно».
С 1863 по 1888 год Толстая родила мужу тринадцать детей, из которых пять умерли в детстве, остальные дожили до зрелого возраста. На протяжении многих лет Софья Андреевна оставалась верной помощницей мужа в его делах: переписчицей рукописей, переводчиком, секретарем, издателем его произведений.
Художник Леонид Пастернак, близко знакомый с семьей Толстых, заметил о Софье Андреевне: «…Она во многих отношениях была крупным, выдающимся человеком – в пару Льву Николаевичу». Обладая тонким литературным чутьем, она писала повести, детские рассказы, мемуарные очерки. В течение всей своей жизни, с небольшими перерывами, Софья Андреевна вела дневник, о котором говорят, как о заметном, и своеобразном явлении в мемуаристике и литературе о Толстом. Её увлечениями были музыка, живопись, фотография.
Толстой Иван Львович – младший сын Толстого, последний, тринадцатый, ребёнок в семье, удивительно талантливый, сердечный и чуткий по отношению к окружающим, поражавший всех серьёзностью и добротой, но проживший очень короткую жизнь.
Ванечка родился 31 марта 1888 г. в Москве, в хамовническом доме. С момента его рождения жизнь семьи наполнилась новой любовью. Толстой испытывал необыкновенную нежность к маленькому сыну, видел в нём «духовно, любовно одарённого мальчика». Один из старших сыновей Толстого вспоминал, что «отец полюбил его, как младшего ребёнка, со всей силой родительской, старческой привязанности». Толстой учил сына говорить, сам читал ему сказки, которые Ванечка потом пересказывал с придуманными новыми подробностями. Читать и писать Ванечка учился по «Азбуке» Толстого, которая по сей день лежит на столе в его детской комнате московского дома. Большие способности он проявлял и при изучении иностранных языков: в 6 лет свободно владел английским, понимал французский и немецкий языки. Он любил рисовать, был очень музыкален, пластичен, хорошо танцевал.
Софья Андреевна говорила о сыне: «Ванечка… любил людей, любил писать письма, угощать, праздновать, дарить, и как многие любили его! У него на всех хватало нежности».
К сожалению, Ванечка часто болел. 1895 год стал трагическим в жизни семьи Толстых. С начала года Ванечка всё время недомогал. 20 февраля он заболел скарлатиной. Видя переживания матери, мальчик сказал: «Не плачь, мама, ведь это воля Божия». 23 февраля он умер. Ему было 6 лет, 10 месяцев и 22 дня от роду. 26 февраля Толстой записал в дневнике: «Похоронили Ванечку. Ужасное – нет, не ужасное, а великое духовное событие». Позднее, в дневнике: «Природа пробует давать лучших и, видя, что мир ещё не готов для них, берёт их назад…» В другой раз: «А я-то мечтал, что Ванечка будет продолжать после меня дело Божие. Что делать!». Через много лет после смерти сына С. А. Толстая писала: «Я знала, чувствовала, что Ванечка был один из <…> ангелов, посылаемых Богом к людям, чтоб напомнить им о любви. Ванечка исполнил свою миссию и навеки покинул землю, не испытав ничего, кроме любви, которой давал в таком избытке людям и которой люди платили ему».