С 1 апреля в ГИБДД начали выдавать водительские удостоверения с новыми категориями: вместо прежних девяти их теперь 16. Категории есть, но… на них пока не учат.
Главный советник Инспекции Тульской области по надзору и контролю в сфере образования Владимир Абрамов отметил, что реализация закона пока вызывает серьезные трудности, по новым категориям сейчас не учат ни в одной школе:
Владимир Абрамов
Автошколы не могут разработать свои программы подготовки водителей по новым категориям, поскольку нет утвержденных Министерством образования и науки РФ примерных федеральных программ. Их отсутствие не даёт возможности ГИБДД выдавать справки автошколам о соответствии их учебно-материальной базы установленным требованиям... Программы находятся на доработке, они вступят в силу после регистрации Министерством юстиции РФ приказа Минобрнауки об их утверждении.
По закону ко всем автошколам предъявляется новое требование – наличие автодрома.
Однако автошколам необязательно строить автодром: это может сделать одна школа, а другим образовательным учреждениям потребуется заключить с ней договор о сетевой форме в соответствии со статьей 15 закона об образовании. Школы также могут объединиться и общими силами организовать учебную площадку для занятий вождением. Закон это разрешает.
Евгений Сенашкин, директор автошколы АНО «Тульский ЦПМ»:
Евгений Сенашкин
В Туле уже есть пример создания нового автодрома. В селе Осиновая Гора мы арендовали землю, огородили и заасфальтировали участок, установили необходимые элементы, закупили светофоры и другое оборудование. Пользуемся сами, расходы на аренду делим ещё с тремя автошколами.
Чтобы привести учебно-материальную базу в соответствие с новыми лицензионными требованиями, автошколам предстоят серьёзные затраты. Только на оборудование автодрома требуется порядка 1,7 миллиона рублей.
Плюс оснащение для классов по медицинской и психологической подготовке, мультимедийные средства обучения, комплексы по приёму теоретических экзаменов, создание информационного сайта для слабовидящих и т. д. Вероятнее всего, это приведёт к увеличению платы за обучение.
Владимир Афонский, депутат Госдумы от Тульской области:
Владимир Афонский
Да, это затраты, которые лягут на автошколы. Но они необходимы для повышения качества обучения, и я уверен, люди это понимают. Всё-таки водительские права – это не килограмм колбасы, а инвестиция на всю жизнь. И пусть срок обучения в автошколе и плата вырастет, но если школа будет соответствовать новым требованиям, подготовка будет более качественной и люди смогут становиться более квалифицированными водителями.
Что изменилось?
- 16 категорий украшают новые водительские права.
- Сдавать экзамены на получение водительских прав теперь можно с 17 лет. Но получить сами права всё равно можно будет лишь с 18. Права категории «А1» и «М» можно будет получить с 16 лет.
- В теоретической части появится новое направление – психологическая подготовка (ей посвятят 23 учебных часа). Также будет увеличено количество часов на изучение устройства автомобиля.
- Обучение инвалидов теперь должно проводиться во всех автошколах. То есть каждая школа должна обзавестись учебными автомобилями с ручным управлением.
- «Теорию» можно будет сдавать в автошколе при наличии необходимого оборудования.
- Можно сдавать экзамен на машине с «автоматом». Но в этом случае в правах будет пометка – «управление только с АКПП». Для управления «механикой» придется сдать вождение на авто с МКПП.
- Изменились сроки пересдачи экзаменов. Если раньше можно было бесконечно пересдавать проваленный экзамен с перерывами в 7 дней, то теперь первая пересдача возможна через 7 дней, а все остальные – только через 30.
- Теперь нельзя сдавать экзамен на права экстерном, без обучения в автошколе.