Когда слышишь слово «Барнео», на ум приходят пальмы, жара и теплое море. С тропическим островом Борнео российскую научную станцию отличает не только буква в названии. Станция-то полярная! Она ежегодно дрейфует на огромной льдине в Северном Ледовитом океане. От земной оси (той самой, о которую «трутся спиной медведи») станцию отделяют 30-40 километров. Точно не скажешь: льдина постоянно в движении (движется со скоростью примерно 600 м/ч). Для точности путешественники, учёные и волонтёры сверяются с навигатором.
Посадочную полосу для самолёта делает трактор. Судьба его трагична: на льдину он попадает на парашюте, а обратно уже не возвращается – его топят в океане.
Каждый год в апреле «Барнео» оживает. В этом время морозы там терпимые, наступает полярный день, но солнце ещё не успело растопить льды – жить можно! Чуть больше месяца ученые проводят там исследования климата и изучают Северный Ледовитый океан, приезжают туристы из разных стран. Но перед тем как океанологи и другие члены Русского географического общества спустятся на льдину, за пару недель до открытия станции туда прибывает десантная группа экспедиционного центра РГО: готовить площадку для экспедиции.
В числе волонтёрского десанта в этом году на «Барнео» высадился и наш земляк Юрий Моисеев. В прошлом году мы уже писали про его «пробную» поездку на полюс (тогда Юрий побывал на «Барнео» в качестве туриста).
– В этот раз всё было гораздо серьёзнее, – рассказывает Юрий. – На льдину мы прибыли не на самолете, как в прошлый раз, а «по-взрослому» – прыгали с парашютом. Таким же макаром на льдину спускают и грузы – керосин, палатки, провиант. На станцию летают Ил-76 из Мурманска, где их загружают платформами с грузом. Потом на этом же Ил-76 прилетает десантная группа волонтёров. В первую очередь их задача – принять грузы, построить взлётно-посадочные полосы для самолётов, на которых прилетят члены экспедиции. И конечно жильё: палатки, практически обычные, туристические, только большие и с керосиновыми печками.
Жильё полярников: палатка с термометром снаружи. Слева – туалет. Только не «типа сортир», а «типа иглу» – из снежных кирпичей
Печь прогревает палатку так, что внутри запросто можно находиться без курток, только в свитерах, «по-домашнему».
Спать в палатках можно только в термобелье и спальнике на раскладушке. У самого пола мороз – минус шесть. Чем выше, тем теплее. Отдыхать ложатся по часам: на полюсе в это время «вечер» и «ночь» – понятия очень условные. Солнце не садится, поэтому ночь в палатке наступает именно тогда, когда занавешивают окна.
– Не знаю, кому как, а мне на полюсе нравится исключительно! – говорит Юрий. – Звенящая тишина, мороз, и НИКОГО на тысячи километров вокруг! Самая ближайшая точка – архипелаг Шпицберген (чуть более полутора тысяч км).
По одному на станции ходить нельзя: из-за возможных трещин во льду и медведей. «Умки» часто подходят близко к лагерю. Оружия у полярников нет, хорошенько пугануть хищника можно только ракетницей.
– Питаются десантники обычной домашней едой. Только продукты хранятся на улице, поэтому замерзают. Кстати, именно на полюсе я узнал, как готовить мороженую картошку. Секрет в том, чтобы не дать ей разморозиться. Поскоблил ножом, стукнул по клубню рукояткой – он и раскололся на куски. И сразу в кипяток. Или на сковороду. И картошка не будет ни водянистой, ни сладкой.
Воду на полюсе добывают из слежавшегося снега, который называется рапак, – рассказывает Юрий. – Лёд употреблять нельзя: он солёный, океанический. А снег пилят на кирпичики и растапливают. Какая же там чистая и вкусная вода! Чище нее на земле просто нет!
– Зато в океане мы купались, – говорит Юрий. – Вырубили в льдине большой бассейн, потом пробурили в нем дно, и «ванна» сразу наполнилась водой из Северного Ледовитого. Холодновато, главное, чтобы глинтвейн был наготове!
В бассейне можно греться: на улице -30, а вода – всего -2. Выходить не хочется!
Десантная группа пробыла на «Барнео» семь дней. А вместе с ней – «слободской» флаг, о чём прямо на стяге проставлены соответствующие печати и штампы.
«Барнео» - это исследовательская база Русского географического общества. Срок ее жизни – месяц-полтора.
300-600 м/ч – с такой скоростью движутся льды на Северном полюсе.
30-40 км – таково расстояние от станции «Барнео» до самого полюса.
250-300 человек успевают посетить станцию за сезон. Это учёные, десантники, волонтеры, туристы и... артисты! Экстремалы снимают здесь клипы либо просто поют (как ребята из группы «Тайм-аут», чтобы попасть в Книгу рекордов Гинесса).
-30-350 С – температура воздуха на станции. Вода же «нагревается» до минус двух: в открытом бассейне можно греться!
30 000 евро – примерно во столько обходится свадебная церемония на Северном полюсе. Дело это становится популярным!